Джон Голсуорси (англ. John Galsworthy; 14 августа 1867,
Кингстон-Хилл, графство Суррей — 31 января 1933, Лондон) — английский
прозаик и драматург, автор знаменитого цикла «Сага о Форсайтах», лауреат
Нобелевской премии по литературе (1932).Джон Голсуорси родился 14
августа 1867 года в английском городе Кингстон-Хилл (графство Суррей), в
зажиточной семье. Учился в привилегированной школе Харроу, затем в
Оксфордском университете.
Об английском писателе Джоне Голсуорси с полным основанием можно
сказать здоровый талант. Как-то Джозеф Конрад, для которого писание, как
он говорил, «просто превращение нервной энергии в слова», пытался
обратить молодого Голсуорси в свою творческую веру «...в самых истоках
вашего творчества недостает скептицизма, — писал он ему. — Скептицизм —
движущая сила ума... жизни, служитель истины — путь искусства и
спасения...»
Джон Голсуорси остался верен себе и всем своим творчеством доказал,
что «движущей силой ума» и «путем искусства» ничуть не меньше могут быть
любовь и приветствие жизни во всех ее проявлениях. За два года до
смерти, будучи уже всемирно известным автором «Саги о Форсайтах», он
сказал в одном из своих выступлений «Все согласятся, что Жизнь — это
великое и заманчивое приключение. Мы лишь однажды берем билет до станции
Неизвестность, лишь однажды пересекаем страну, именуемую Жизнью. Чем мы
заняты в пути, что совершаем во время этого долгого или короткого
странствия, зависит от склонностей нашего характера... если мы научимся
без страха смотреть в лицо Тайне и в то же время ощущать вечное движение
Духа в подлунном мире — тогда наша Жизнь будет прожита недаром».
Семья Голсуорси выделялась из чопорного поздневикторианского общества
свободными и широкими взглядами. Отец писателя, будучи юристом, это же
поприще предназначал и для сына, мечтая видеть его адвокатом. Джон
Голсуорси действительно окончил Оксфордский университет, специализируясь
по мореходному праву, однако юридической практикой заниматься не стал,
предпочтя ей литературу. Писать он начал под влиянием Джона Рескина,
сочувствуя его идее романтического протеста против буржуазной морали.
Период первых литературных опытов и неудач наконец завершился в 1904
году серьезным романом «Острова фарисеев», который открыл целую серию
его социально-бытовых эпопей.
Современники считали Голсуорси баловнем судьбы, что случается крайне
редко в жизни литераторов, — он был состоятельным человеком и мог
заниматься тем делом, к которому влекла душа, однако благополучие не
сделало его ни снобом, ни узко сословным писателем. Сочувственный
интерес к обиженным и обездоленным, соприкосновение, по его словам, «с
миром теней, движущихся в узких переулках и живущих как Бог послал»,
позволили Голсуорси отразить жизнь во всем разнообразии судеб и
человеческих типажей.
Всемирную известность и Нобелевскую премию (1932) Джону Голсуорси
принесли две трилогии «Сага о Форсайтах» (1922) и ее продолжение
«Современная комедия» (1928), в которых он воссоздал нравы и психологию
своего класса. Сам писатель главную тему «Саги» определил как «набеги
Красоты и посягательства Свободы на мир собственников».
Первотолчком для этого монументального цикла послужила ранняя новелла
«Спасение Форсайта», в которой Голсуорси заявил себя мастером
психологически тонкой и лаконичной прозы. Прославившись сначала как
романист и драматург (пьесы «Чудак», «Мимолетная греза» и др.), он тем
не менее на протяжении всей своей творческой жизни возвращался к
произведениям малого жанра — новеллам, рассказам, небольшим повестям.
Здесь источником вдохновения явились два его любимых писателя. «Я в
большом долгу перед Тургеневым, — писал Голсуорси. — У него и у
Мопассана я проходил духовное ученичество, которое проходит каждый
молодой писатель у того или иного старого мастера, влекомый к нему
каким-то внутренним сродством». У Голсуорси так же, как и у Тургенева,
романы всегда появлялись в обрамлении рассказов и повестей.
Ивану Тургеневу Джон Голсуорси обязан и своим интересом к русскому и —
шире — славянскому миру. С удивительным пониманием иной национальной
психологии английский писатель изобразил русскую дворянскую семью
Ростаковых в новелле «Сайта Лючия», которая считается одним из его
шедевров, а также польку Ванду в рассказе «Первые и последние».
Опоэтизированная тема любви — ведущий мотив всего творчества Джона
Голсуорси. Его биограф Кэтрин Дюпре, как и многие другие критики,
склонна была видеть в этом отражение реальной любовной истории писателя.
Единственной избранницей Голсуорси стала Ада Голсуорси, в период их
знакомства — жена его двоюродного брата Артура. Ада была несчастлива в
браке, и чувство сострадания у писателя вскоре переросло в более нежное.
Любовь оказалась взаимной, но мучительной на долгие девять лет,
поскольку узы брака в Англии того времени считались неприкосновенными.
Лишь после кончины Джона Голсуорси -старшего Ада отважилась на развод и
соединилась с возлюбленным. С тех пор они не расставались.
Союз этот оказался и творческим. Ада обладала незаурядной музыкальной
одаренностью. По признанию Голсуорси, лучше всего ему работалось под
аккомпанемент ее игры на рояле. Не случайно в его произведениях так
много сюжетов, связанных с музыкой. Кроме того, Ада положила на музыку
его девонширские (девонские) песни, а также стала соавтором писателя при
создании английского либретто оперы Ж. Бизе «Кармен».
Свою благодарность судьбе за эту встречу Голсуорси выразил в
посвящении ей самого знаменитого своего произведения — «Саги о
Форсайтах» «...той, без чьей поддержки, сочувствия и критики я не смог
бы стать даже таким писателем, каким я являюсь».
При жизни удостоился почетных степеней Тринити-колледжа, Дублинского
университета, а также почетных степеней Кембриджского, Оксфордского и
Принстонского университетов, университетов Манчестера и Шеффилда.
Джон Голсуорси по происхождению принадлежал к крупной английской буржуазии. Он родился и похоронен в Лондоне.
Титулы, награды и премии
1932 — Нобелевская премия по литературе «за высокое искусство повествования, вершиной которого является „Сага о Форсайтах"»
Экранизации
1921 — Грязная игра / The Skin Game
1931 — Грязная игра / The Skin Game
1940 — 21 день / 21 Days
1948 — Побег / Escape
1949 — Сага о Форсайтах / That Forsyte Woman
1957 — И последние станут первыми / Die Letzten werden die Ersten sein
1966 — Сага о Форсайтах / The Forsyte Saga
1982 — Английский вальс
1988 — Летняя история / A Summer Story
2002 — Сага о Форсайтах / The Forsyte Saga
2003 — Сага о Форсайтах: Сдается в наём / The Forsyte Saga: To Let
Цитаты и aфоризмы
Без элемента неизвестности жизненная игра теряет смысл.
Брак без приличной возможности его расторжения — это одна из форм
рабовладельчества. Человек не должен быть собственностью человека.
Выезжать за покупками — для многих женщин это единственный "спорт":
тут все — и погоня за идеалом, и состязание во вкусе со всем остальным
миром, и, разумеется, тайное желание сделать так, чтобы быть красивее
других.
Для русского материальные ценности и принципы, за ними стоящие, значат слишком мало, а чувства и выражение их — слишком много.
Если в браке физическое влечение у одной из сторон отсутствует, то ни
жалость, ни рассудок, ни чувство долга не превозмогут отвращения,
заложенного в человеке самой природой.
Если вы не думаете о будущем, у вас его не будет.
Жизнь — не скаковая лошадь, которая никуда не сворачивает от старта до финиша.
Идеализм возрастает прямо пропорционально расстоянию до проблемы.
Каждому хочется быть справедливым, да не каждому удается.
Когда приходит любовь, ты радуешься, и неважно, убьет это тебя или нет.
Кто струсил раз, струсит и в другой.
Любовь, которая боится препятствий, — это не любовь.
На свете нет двух людей, которые делились бы друг с другом всеми
своими мыслями без остатка; разве что в редкие минуты близости... Все
вокруг слишком много думают о соблюдении приличий.
Не теряйте чувства юмора. Юмор для человека то же, что аромат для розы.
Никто не может заставить писателя чувствовать и видеть жизнь так, а
не иначе. После того как он научится читать и писать, единственное, чему
он может поучиться у других, — это как не следует писать. Подлинный
наставник писателя — сама жизнь.
Одиночество — это еще не самое скверное в дни испытаний; самое скверное — сидеть сложа руки.
Одностороннее самопожертвование — ненадежная основа совместной жизни, потому что оскорбляет другую сторону.
Опасность тем страшней, чем она маловероятней.
Писать должен лишь тот, кого волнуют большие, общечеловеческие и социальные проблемы.
Публика — это безвольный и беспомощный потребитель того, чем ее снабжают.
Разве человеческая жизнь — а она ведь такая хрупкая, сохранилась бы
вопреки всем нашим бедам и тяготам, если бы жить на свете не стоило?
Русский характер — это непрестанные приливы и отливы, и чисто русское
словечко «Ничего!» хорошо выражает фатализм этих нескончаемых
колебаний.
Русский характер, если можно говорить о нем как о чем-то едином в
стране, населенной многими народами, практически безразличен к ценности
времени и места; главное для него — чувства, а еще больше, пожалуй, —
выражение чувств, так что он не успевает достигать своих целей до того,
как новые волны чувств смывают их прочь.
Русский человек, во многих отношениях чрезвычайно привлекательный,
неспособен остановиться на чем-то определенном. Поэтому он всегда был и,
думается, всегда будет жертвой той или иной бюрократии.
Самое вредное — это чурбан, которому вскружили голову.
Смотреть сверху вниз на других — явный признак того, что ты ниже других.
Спасительной силой в нашем мире является спорт — над ним по-прежнему
реет флаг оптимизма, здесь соблюдают правила и уважают противника
независимо от того, на чьей стороне победа.
Способность женщины к твердым и быстрым решениям лишает ее неуловимых черт таинственности и капризного непостоянства.
Справедливость — это машина, которая после того, как ей дали первоначальный старт, действует сама по себе.
Требовать любви, приставая с ножом к горлу, — это ли не верх вульгарности и тупости?
Уважение к людям есть уважение к самому себе.
Хорошая драматургия, как и всякое другое искусство, требует страстной
приверженности дисциплине, предельного самоуважения, стремления к
максимальной верности и красоте изображения и еще способности смотреть в
глаза правде.
Чем больше побед одерживает мужчина, тем заманчивее для женщины победить его.
Что ему до её прошлого? У него есть право на её будущее — и хватит.
Старая история: мужчины требуют от женщин больше того, что могут им
дать.
Список произведений:
Беглая
Без перчаток
Братство
Верность
Вилла Рубейн
Гротески
Дебри
Джой
Из сборника Гостиница успокоения
Из сборника Комментарий
Из сборника Маленький человек и другие сатиры
Из сборника Моментальные снимки
Из сборника Оборванец
Из сборника Пять рассказов
Из сборника Смесь
Из сборника Форсайты, Пендайсы и другие
Из сборника Человек из Девона
Изюминка
Конец главы: В ожидании
Конец главы 2: Цветок в пустыне
Конец главы 3: Через реку
Маленький человек
На Форсайтской бирже (рассказы)
Остров фарисеев
Патриций
Побег
Последняя глава 1, 2, 3
Правосудие
Путь святого
Пылающее копьё
Рваный башмак
Сага о Форсайтах: Собственник
Сага о Форсайтах 2: Интерлюдия. Последнее лето Форсайта
Сага о Форсайтах 3: В петле
Сага о Форсайтах 4: Интерлюдия. Пробуждение
Сага о Форсайтах 5: Сдаётся в наём
Сага о Форсайтах 6: Белая обезьяна
Сага о Форсайтах 7: Серебряная ложка
Сага о Форсайтах 8: Лебединая песня
Семейный человек
Серебряная коробка
Сильнее смерти
Совесть
Спектакль
Старший сын
Статьи, речи, письма
Схватка
Тёмный цветок
Толпа
Усадьба
Фриленды
Этюды о странностях
Год: 1901-1933
Автор: Джон Голсуорси / John Galsworthy
Жанр: Классическая литература, комедия, фарс
Издательство: Государственное издательство художественной литературы
Язык: Русский
Формат: FB2+PDF+RTF
Качество: Изначально компьютерное (eBook) Размер: 114,64 Мб
http://depositfiles.com http://www.unibytes.com
http://www.gigabase.com
http://www.share4web.com
| +7 |
|
Простая ссылка: |
|
Html ссылка: |
|
ВВ ссылка: |
|
|