Алесь Адамович. Дню рождения посвящается!
Родился в деревне Конюхи Минской области в семье врача. С 1928 семья
жила на Бобруйщине, где ее застала Отечественная война. С 14 лет вместе с
родственниками принимал участие в деятельности антифашистского
подполья, с 1943 до начала 1944 сражался в партизанском отряде.
В 1944 уехал на Алтай, где жила его тетя, поступил в Лениногорский
горно-металлургический техникум, поселился в студенческом общежитии
(мать и брат остались в партизанском отряде, отец — на фронте).
После войны вернулся в Белоруссию, поступил в Минский университет,
закончил аспирантуру, защитив кандидатскую диссертацию. Работая в
Институте литературы им. Я. Купалы, защитил докторскую диссертацию.
В 1962 — 66 жил в Москве, учился на Высших сценарных курсах,
одновременно читая курс белорусской литературы в МГУ им. М. Ломоносова.
Затем вернулся в Минск, продолжив работу в Институте литературы.
Член-корр. АН Белоруссии с 1980. Начал литературную деятельность романом
"Война под крышами" (1960). Его перу принадлежат повести "Сыновья
уходят в бой" (1965), "Хатынская повесть"(1968 — 72), "Я из огненной
деревни" (1977, совместно с Я. Брылем и В. Колесником), "Каратели"
(1980), "Блокадная книга" (1977 — 81, совместно с Д. Граниным).
Автор рассказов, многочисленных публицистических очерков, активный общественный деятель. Живет и работает в Минске.
Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.
Алесь (Александр Михайлович) Адамович — прозаик, критик,
литературовед, публицист, общественный деятель. «Фигура европейского
масштаба», по словам Василя Быкова.
Член-корреспондент АН БССР (1980), доктор филологических наук
(1962), профессор (1971). Член Союза писателей СССР с1957 . Член Союза
журналистов СССР с 1967. Член Союза кинематографистов СССР с 1977.
Лауреат Государственной премии БССР им. Якуба Коласа (1976 ), премии
Министерства обороны СССР (1974 ) — за книгу «Хатынская повесть».
Писал прозу, научные и критические статьи, публицистику — на белорусском и русском языках.
Родился в семье служащих З сентября 1927 года (паспортная дата). А
на самом деле —3 августа 1926 года: мать в войну, спасая сына от угона в
Германию, в школьном свидетельстве исправила дату его рождения. Родился
в деревне Конюхи, Копыльского района, Минской области. «Самое
таинственное, легендарное место в моей биографии — эти самые Конюхи, в
них я родился… Я ничего из конюховской жизни не помню…»
Учась на врача, его отец — Адамович Михаил Иосифович (1902 года
рождения, деревня Рачень Слуцкого района) в студенческие каникулы
подрабатывал в Копыльском Доме отдыха. После же окончания медицинского
факультета Белорусского государственного университета, (поступил туда в
1923 году), был направлен в 1928 году на постоянную работу в поселок
Глуша (Бобруйский район, Могилевская область). Переехал туда вместе с
женой — Анной Митрофановной (1904 года рождения, деревня Заболотье
Любанского района, в 1935-1936 гг. окончила Могилевсую фармацевтическую
школу) и сыновьями: Евгением (1924 года рождения, в будущем — врач) и
Александром.
«А настоящая малая родина, где я входил в возраст и в жизнь —
рабочий поселок Глуша. Советское уточнение: стеклозавод «Коминтерн».
В 1930 году деда Алеся Адамовича, Митрофана Фомича Тычино,
«раскулачили» и выслали вместе с женой и тремя детьми (из семи) в
далекую и холодную Якутию. Это сказалось на судьбе всех остальных детей
М.Ф.Тычины. Матери Алеся Адамовича власти без конца напоминали, что она —
«дочь кулака». Дед Митрофан остался навек в якутской земле, остальные
члены его семьи вернулись в Беларусь. Эти события отозвались во многих
произведениях А.Адамовича.
В Глуше будущий писатель учился с первого по седьмой класс. Любил
книги и, особенно А.Пушкина, много раз перечитывал «Войну и мир»
Л.Толстого. Наибольшим «мужским» авторитетом для него тогда были отец и
дядя Антон (брат матери Антон Митрофанович — учитель математики).
Михаил Иосифович Адамович добился строительства больницы в поселке
Глуша, которой он заведовал. «Радиус авторитета сельского врача», по
словам Алеся Адамовича, заслуженно охватывал не только поселок, но и все
окрестности. С января 1940 года находился на военной службе. С первых
дней войны он — на фронте, был терапевтом ХІІІ армии (командующий армией
— Н.П.Пухов), дослужился до подполковника медицинской службы.
В 1940—1941 годы. Алесь учился в Березках на Хотимщине (Могилевской
области), где учительствовал его дядя Антон, который «гранил» его
характер и знания. Вернулся в Глушу в день, когда началась война с
Германией, а для его матери, старшего брата Евгения и его самого —
«война под крышами».
Анна Митрофановна стала активной участницей Глушанского подполья с
сентября 1941 года: будучи заведующей местной аптеки, она привозила из
Бобруйска медикаменты и обеспечивала ими партизан отряда имени Кирова,
вместе со своими детьми выполняла разные задания и поручения. В начале
1943 года она с сыновьями «пошла в лес», в партизанский отряд имени
Кирова 37-й бригады имени Пархоменко Минского соединения. Алесь, идя в
партизаны, буханку хлеба, которую положила ему в сумку мать, заменил на
однотомник Пушкина. Некоторое время выполнял хозяйственные работы в
лагере, позже участвовал в боях в Бобруйском и Октябрьском районах,
видел смерть в лицо. В конце 1943 года часть отряда соединилась с
Советской Армией, перешла линию фронта. В начале 1944 года по
командировке Центрального штаба партизанского движения был направлен в
город Лениногорск на Алтае, где в эвакуации жила его родная тетя. Учился
в Лениногорском горно-металургическом техникуме и одновременно работал.
И День Победы он встретил там.
Вернувшись в 1945 году в Глушу, он экстерном сдал экзамены за
среднюю школу и поступил на филологический факультет Белорусского
государственного университета. Окончив в 1950 году университет, поступил
в аспирантуру.
С 1948 года начал писать роман «Сыновья уходят в бой». 25 ноября
неожиданно умер отец. Михаил Иосифович поехал на грузовике к роженице, а
машина испортилась, тогда пошел пешком через ночь, вьюгу, простудился,
вернулся домой с высокой температурой, случился инсульт. Смерть отца
сильно потрясла его.
В 1950 году выступил в печати как критик. Объектом были: проблемы
романного жанра, творческого стиля, художественной индивидуальности. С
первых публикаций выявился бойцовский темперамент, широта кругозора,
чуткость к правде, воевал с вульгарно-социологическими шаблонами,
эстетической глухотой критики. Нажил на критическом поле немало врагов:
на смену «сталинским кадрам» шли молодые, такие ж защитники
литературного провинциализма, которые для достижения «победы» не
брезговали сотрудничеством с карательными органами.
1954 год. После защиты диссертации: «Язык романа «Третье поколение» и
индивидуальный литературно-художественный стиль Кузьмы Чорного» —
(написал за три летние месяцы 1953 года, т.к. все годы аспирантуры
работал над романом) стал преподавателем белорусской литературы на
филологическом факультете БГУ, а затем перешел на работу научным
сотрудником в Институт литературы имени Янки Купалы АН БССР, где работал
(с перерывом) три десятилетия (с 1976 года — заведующий сектором
взаимосвязей литератур). Писал про то, что казалось актуальным для
белорусской литературы (становление жанра белорусской литературы; Кузьма
Чорный и Федор Достоевский; творчество Максима Горецкого и классическая
традиция; военная и деревенская проза на литературной планете и т.д.).
Опубликованные научные работы всегда вызывали широкий общественный
резонанс, почти все были переведены на русскиий язык и изданы в Москве.
Весной 1954 года родилась дочь Наталья. Жена — Вера Семеновна
Адамович (в девичестве — Медведева), 1929 года рождения, филолог.
В 1958 году из печати вышла первая книга, литературоведческое
исследование «Путь к мастерству: Становление художественного стиля
Кузьмы Чорного».
1959 год . Увидел свет сборник литературно-критических статей
«Культура творчества». Эти книги имели богатую прессу. «Я кинулся в
критику, весь, со всеми мыслями и эмоциями. И литературная критика, могу
засвидетельствовать, способна стать твоей страстью, но пока ты веришь,
что это «не буря в стакане воды», а по-настоящему общественное дело».
1960 год . Публикует в журнале « Дружба народов» романа «Война под
крышами». Позже отметил: «Если мне что и удалось в романе «Война под
крышами», то это потому, что прежде эту книгу мать написала собственной
жизнью».
1961 год . Вышла из печати монография «Белорусский роман» на основе
которой была защищена докторская диссертация. Защищал ее в 1962 году в
Киеве, в Институте литературы имени Т.Г.Шевченки: в Минске «влиятельные»
литераторы грозились не допустить защиты. Так началось «вытеснение»
Адамовича за пределы Беларуси.
1963 год . Публикует в журнале «Дружба народов» вторую часть
романа-дилогии «Сыновья уходят в бой». На основе этих произведений
написан киносценарий двухсерийного фильма «Война под крышами» и «Сыновья
уходят в бой» (режиссер Виктор Туров, автор и исполнитель песен
Владимир Высоцкий, киностудия «Беларусьфильм»,1970 г .).
С декабря 1962-1964 годы учился на Высших сценарных курсах в Москве.
Одновременно преподавал белорусскую литературу в Московском
государственном университете (1964-1966 годы ), откуда в 1966 году был
вынужден уйти за отказ подписать письмо, осуждающее Андрея Синявского и
Юлия Даниэля, московских литераторов-дисседентов, которых судили за
«антисоветскую деятельность». Был вынужден покинуть Москву и вернуться в
Минск. Более полугода был безработным: не брали ни в БГУ, куда
приглашал ректор А.Н.Севченко, ни в Академию наук. Помог Андрей
Макаенок, обратившийся к секретарю ЦК КПБ П.Машерову. Был принят на
работу в Институт литературы имени Янки Купалы в качестве старшего
научного сотрудника. Принимал активное участие в работе
«реформаторского» V съезда белорусских писателей, где состоялась острая
стычка «шестидесятников» с «неосталинистами».
В 1966 году была опубликована повесть «Виктория» (затем названа
«Асия»), в которой попробовал выйти за границы автобиографизма.
1968 год. Написал сценарий документального фильма «Хатынь, 5
километров» (режиссер И. Коловский), с которого начался новый этап в
подходе прозаика к военной теме: на смену героизации пришла
трагедийность.
1969 год. В« Дружбе народов» опубликована повесть «Последний
отпуск». А также напечатал серию статей «Широта писательского мира» о
творчестве Кузьмы Чорного в контексте мировой литературы, чем вызвал
негативную реакцию со стороны местных псевдопатриотов и ортодоксальных
марксистов.
1970 год . Дописал «Хатынскую повесть» (журнал «Дружба народов»).
Хотя произведение имело положительные отзывы, сам писатель переживал:
«Выявил, поднял, показал одну только крупицу правды, каплю с того, что
увидел, понял, а бездонный океан народной, огненной, хатынской памяти
остался, там же, неслышимый, невидимый миру». Пришла мысль о
документальной книге.
1970-1973 годы . Вместе с Янком Брылем и Владимиром Колесником
объехали с магнитофоном всю Беларусь, побывали в сотнях сожженных
деревень, опросили и записали более трехсот свидетелей военной трагедии,
рассказы которых и легли в основу документальной книги «Я из огненной
деревни».
1975 год . Книга «Я из огненной деревни…» вышла отдельным изданием.
Переведенная на многие иностранные языки, стала литературным
бестселлером на Западе. В журнале «Полымя» опубликовал серию
литературоведческих статей о творчестве Максима Горецкого «Врата
сокровищницы своей отворяю…» — своеобразный роман-эссе.
По мотивам «Хатынской повести» в Государственном русском драмтеатре
БССР в 1977 году была поставлена пьеса «Возвращение в Хатынь» (режиссер
Б.Луценко). По мотивам книги «Я из огненной деревни…» режиссер
ВикторДашук ( по сценарию А.Адамовича) снял серию документальных
фильмов, композитор Л.Шлег написала реквием «Помните», Новосибирский
театр драмы сделал инсценировку.
С апреля 1975 года начал записывать ленинградских блокадников.
Соавтор—ленинградский писатель Даниил Гранин. В 1979 году выходит первая
часть «Блокадной книги».
1977 год. Вышло Собрание сочинений в 2-х томах.
1979 год 22 мая . После тяжелой болезни умирает мать Алеся
Адамовича. Умерла «на Миколу» весеннего, когда цвели сады. Незадолго
перед этим сам писатель перенес язвенное кровотечение. Его спас
счастливый случай и мать: он пришел навестить ее в больницу и сам был
срочно госпитализирован.
1981 год . Опубликовал роман «Каратели». Новый взгляд на концепцию
военной литературы изложен в книгах «О современной военной прозе»
(1981), «Война и деревня в современной литературе» (1982) и «Ничего
важнее» (1985), в которой «Ну так делайте сверхлитературу!» — призвал
писателей Алесь Адамович.
1982 год. Участвует в работе Генеральной асамблеи ООН в Нью-Йорке в
составе белорусской делегации. В те годы много ездил по миру, принимая
участие в международных антивоенных, антиядерных конференциях, где
выступал с докладами, давал многочисленные интервью. Публицистика того
времени собрана в книгах «Выбери — жизнь!» (1986), «Литература и
проблемы века» (1986), «Додумывать до конца» (1988).
1981-1983 годы. Вышло Собрание сочинений в 4-х томах.
1984 год . Съемки кинофильма «Иди и смотри», поставленного по
сценарию А.Адамовича (в основе сценария лежат «Хатынская повесть» и
«Каратели», в соавторстве с кинорежиссером Элемом Климовым ), проходили в
Беларуси. А.Адамович принимал в них активное участие, присутствовал на
съемочной площадке.
(Этот фильм — и под первоначальным названием «Убейте Гитлера!
«А.Адамович и Э.Климов пытались поставить до этого почти семь лет, после
того, как в 1977 г. работа над фильмом была остановлена Госкино).
1985 год. Кинофильм «Иди и смотри», получил первую премию и Золотой
приз на XIV Московском кинофестивале и обошел экраны многих стран мира,
получив огромный резонанс.
1986 год . В ночь, когда взорвался реактор на Чернобыльской АЭС,
Адамович летел на самолете на юг, в санаторий Железноводска. Стал искать
возможность разрушить стену секретности вокруг Чернобыля, опрашивал
ученых-физиков, медиков Минска и Москвы о возможных последствиях
катастрофы. После этого написал письмо М.С.Горбачеву, тогдашнему генсеку
КПСС, чтобы донести до него и мировой общественности истинные масштабы
бедствия, постигшего Беларусь. Появилась реальная возможность влиять на
ход событий. Белорусское партийное руководство вместо того чтоб
использовать должным образом интелектуальный потенциал и организаторские
способности Алеся Адамовича, организовало в печати обструкцию, обвинив
его в пацифизме, паникерстве, святотатстве и кликушестве. В итоге он был
вынужден покинуть Минск и переехать на работу в Москву, где осенью 1987
года был избран директором Всесоюзного НИИ киноискусства. Закончил
повесть-антиутопию «Последняя пастораль» («Новый мир», 1987 г.). Был
председателем жюри кроткометражного кино на XV Московском международном
кинофестивале (1987, июль ). Вышла книга рассказов и эссе «Моление о
будущем».
1988 год. Появилась возможность опубликовать главу романа
«Каратели» — «Дублер» ( «Дружба народов», 1988, №11), над которой работал несколько лет.
1989 год. Стал народным депутатом СССР, активно использовал три-
буну съездов для выступлений за перестройку, демократизацию и
гласность. Публицистика Адамовича последних лет собрана в его книгах
«Отвоевались!» (1990), «Мы—шестидесятники».(1991).
1991год. В дни августовского путча в Москве находился в рядах
защитников Белого дома. Эти события отразил в
публицистическо-мемуарном эссе «Спасибо, хунта!» (напечатан в журнале
«Беларусь», 1992, №9-11, на белорусском языке, затем, доработанный, в
журнале «Неман», 1994, №9, отдельной главой документальной повести
«Путешествие из Минска в Москву и обратно»).
21 декабря перенес тяжелый инфаркт миокарда.
1992 год. Находясь в клинике, а затем в подмосковном санатории,
спешил закончить творческие планы, замыслы. Окончил повести: «Венера,
или Как я был крепостником», напечатана в журнале «Неман» № 6,7, а в
журнале «Знамя» №12 — «Немой».
1993 год . В №1 журнала «Неман» напечатал эссе «Самолечение от коммунизма». Закончил и опубликовал автобиографическую повесть
«Vixi»(Прожито)—журнал «Дружба народов» №10 (сокращенный вариант),
«Полымя» №11 (на белорусском языке). Дополненный автором текст этой
повести напечатан в журнале «Неман», 1994, №1.
1994 год . На православные Коляды и старый Новый год приехал в
Минск. Участвовал в работе Сойма БНФ. Собирал дома гостей: родню,
близких друзей. Ездил в Глушу, побывал на могилах брата (его старший
брат умер 7 мая 1992 года) и родителей. На кладбище указал место рядом с
могилой брата, где завещал себя похоронить.
Отдал в редакцию журнала «Неман» документальную повесть «Путешествие
из Минска в Москву и обратно», напечатана в № 8,9 того же года.
26 января выступал в Верховном суде Российской Федерации с речью в
защиту имущественных прав Союза писателей, Международного Литфонда, в
поддержку неделимости собственности писателей бывшего СССР, вернулся на
свое место в зале, спросил у соседа, как он выступил, после чего
случился второй, последний инфаркт.
Похоронен в Глуше 30 января 1994 года, недалеко от могил родителей, бабушки, рядом с братом.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Алесь Адамович — "Каратели"
«Каратели» – художественно-публицистическое повествование о звериной
сущности философии фашизма. В центре событий – кровавые действия
карательного зондербатальона СС «Дирлевангер» под командованием
гитлеровского палача Оскара Дирлевангера во время Великой Отечественной
войны на территории оккупированной Белоруссии. Эта повесть — хроника
уничтожения карателями семи мирных деревень. Главы носят соответствующие
названия: «Посёлок первый», «Посёлок второй», «Между третьим и
четвёртым посёлком» и т.д. В каждой главе помещены выдержки из
документов о деятельности карательных отрядов и их участников на
территории Белоруссии.
2. Алесь Адамович — "Немой"
Оккупированная Белоруссия, 1943 год. Айнзатцкоманда карательного
батальона «Дирлевангер» после проведения карательной операции
останавливается на отдых в деревне Петухи. До получения приказа об
уничтожении жителей деревни эсесовцы становятся их постояльцами. Молодой
эсесовец Франц влюбляетя в Полину, дочь своей хозяйки…
3. Алесь Адамович — "Последняя пастораль"
«Последняя пастораль» — художественная попытка представить жизнь на Земле после атомной войны.
4. Алесь Адамович — "Хатынская повесть"
Бывший партизан Флера вспоминает события прошедшей войны.
5. Алесь Адамович, Даниил Гранин — "Блокадная книга"
«Блокадная книга» — произведение, в котором, основываясь на большом
фактическом материале – документах, письмах, воспоминаниях ленинградцев,
переживших блокаду, – авторы рассказывают о мужестве защитников города,
о героических и трагических днях обороны Ленинграда в годы Великой
Отечественной войны.
6. Алесь Адамович, Янка Брыль, Владимир Колесник — "Я из огненной деревни...."
Книга о преступлениях немецко-фашистских оккупантов в годы Великой Отечественной войны на территории Белоруссии.
Год выпуска: 1979-1993 Автор:
Алесь Адамович Жанр:
Военная проза, художественная публицистика, фантастическая драма Издательство:
Разные Язык:
Русский Формат:
FB2, RTF, PDF Качество:
eBook (изначально компьютерное) / OCR без ошибок Размер: 91,07 Мб
http://turbobit.net http://depositfiles.com
| +8 |
|
Простая ссылка: |
|
Html ссылка: |
|
ВВ ссылка: |
|
|