Устройство, применяющееся в системах связи для физического сопряжения информационного сигнала со средой его распространения, где он не может существовать без адаптации, и выполняющее функцию модуляции и демодуляции этого сигнала.
Портативный персональный компьютер, в корпусе которого объединены типичные компоненты ПК, включая дисплей, клавиатуру и устройство указания (обычно сенсорная панель, или тачпад), карманный компьютер, а также аккумуляторные батареи. Ноутбуки отличаются небольшими размерами и весом, время автономной работы ноутбуков изменяется в пределах от 1 до 15 часов.
Комплект расположенных в определенном порядке рычагов-клавиш у какого-либо механизма для управления каким-либо устройством или для ввода информации. Как правило, кнопки нажимаются пальцами рук. Бывают, однако, и сенсорные.
Устройство, предназначенное для обеспечения питания электроприбора электрической энергией, при соответствии требованиям её параметров: напряжения, тока, и т. д. путём преобразования энергии других источников питания.
Всемирная паутина (англ. World Wide Web) — распределенная система, предоставляющая доступ к связанным между собой документам, расположенным на различных компьютерах, подключенных к Интернету. Всемирную паутину образуют миллионы веб-серверов. Большинство ресурсов всемирной паутины представляет собой гипертекст. Гипертекстовые документы, размещаемые во всемирной паутине, называются веб-страницами. Несколько веб-страниц, объединенных общей темой, дизайном, а также связанных между собой ссылками и обычно находящихся на одном и том же веб-сервере, называются веб-сайтом.
Монитор - аппарат, предназначенный для вывода графической, текстовой или звуковой информации. Дисплей — устройство для показа изображений, порождаемых другими устройствами (например, компьютерами).
Флешка-Запоминающее устройство, использующее в качестве носителя флеш-память и подключаемое к компьютеру или иному считывающему устройству по интерфейсу USB. Жёсткий диск, в компьютерном сленге «винче́стер» — запоминающее устройство (устройство хранения информации) произвольного доступа, основанное на принципе магнитной записи.
Архитектурно и художественно оформленное внутреннее пространство здания, обеспечивающее человеку эстетическое восприятие и благоприятные условия жизнедеятельности; внутреннее пространство здания или отдельного помещения, архитектурное решение которого определяется его функциональным назначением.
Microsoft Windows — семейство проприетарных операционных систем корпорации Майкрософт (Microsoft), ориентированных на применение графического интерфейса при управлении
Ремонт — комплекс мероприятий по восстановлению работоспособного или исправного состояния какого-либо объекта и/или восстановлению его ресурса.
» »
Overclocking. Все тонкости и секреты разгона компьютера
06.05.2011, 21:44
Думаю, некоторые из вас уже встречались с понятием Overclocking. А может, и не
только встречались? Возможно, вы даже применяли данное понятие "на практике". Не
в этом суть. Данная серия статей будет полезна как новичкам, так и людям,
недалеким от Overclocking`а. Ну что ж, приступим.
Часть 1: Теория
Теория
Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь…"
Давайте для начала разберемся, что означает само слово Overclocking. Не будем
вдаваться в дословный перевод, поэтому ограничимся только лишь русским понятным
синонимом – Разгон.
Основные части компьютера, которые подвергаются разгону: 1. Процессор
(Нам нужно добиться повышения номинальной тактовой частоты
процессора).
Увеличение частоты системной шины.
Увеличение частоты шины памяти. "Игра" с таймингами памяти.
2. Видеокарта
(Разгон ядра и памяти видеокарты).
Увеличение частоты графического ядра
Увеличение частоты памяти.
Сразу же хочу заметить, что серьезный разгон предусматривает эффективное и
правильное охлаждение разгоняемых комплектующих. А также охлаждение особо
греющихся компонентов этих устройств: стабилизаторов напряжения и других силовых
элементов.
Зачем и кому нужен разгон?
Представьте себе такую ситуацию. Вы решили сделать апгрейд вашего компьютера, а
точнее заменить процессор на более новый и производительный. Но для его покупки
не хватает денег, а приобрести его очень хочется. Что делать? Копить несколько
месяцев? Зачем, если можно "пойти по пути наименьшего сопротивления", т.е.
купить менее дорогостоящую модель той же линейки, и разогнать. (С видеокартами
дело состоит примерно также). Многие мне могут возразить: "Но для разгона
потребуется более эффективная и соответственно более дорогая система
охлаждения!". На самом же деле, отдав за более эффективную систему охлаждения на
несколько $ больше, вы все равно остаетесь в "выигрыше": после разгона вы
получаете более производительный процессор, который обошелся бы вам намного
дороже, чем кулер приобретенный для разгона - плюс не всегда нужно покупать
новый кулер, можно просто доработать/модифицировать старый, но об этом поговорим
позже.
Модели процессоров нижнего и среднего ценового диапазона одной линейки гонятся
довольно хорошо и в 90% случаев позволяют получить равную или большую тактовую
частоту, чем у топовых (!) моделей процессоров той же линейки. Остальные 10%
можно списать на врожденный дефект конкретного экземпляра, из-за чего с ним
могут происходить какие-либо проблемы даже на номинальной частоте, однако время,
переходы на новые ревизии и степпинги ядра, а также отлаженность производства
способствуют уменьшению выпуска бракованных процессоров.
Также существует мнение о том, что впоследствии разгона процессоры "летят".
Скажу вам со всей ответственностью, что так просто выйти из строя ничего не
может, в том числе процессор, конечно, если вы сами не приложили к этому руку
или паяльник :). Но следует помнить, что главный враг при разгоне – температура!
На нее нужно обращать особое внимание. В следующих частях статей я расскажу вам
более подробно о допустимых рабочих температурах конкретного процессора, а также
методы борьбы с ней.
И на будущее : залог удачного разгона - трезвая голова и "прямые" руки, плюс
капелька терпения и способность сказать себе Стоп в нужный момент.
А теперь пару слов о том, кому может помочь разгон:
Людям, которые не имеют возможности произвести апгрейд своего компьютера, но
желают получить ту же производительность или почти ту же.
Людям, которые имеют возможность сделать апгрейд, но им не хватает денег на
процессор, видеокарту и т.п. среднего или верхнего ценового диапазона.
Бедным геймерам
Бенчерам – людям, которые пытаются получить максимальное кол-во "попугаев" в
каких-либо тестовых пакетах, добиться максимальных частот и т.п.
Людям, решившим сэкономить на покупке нового компьютера.
Этот список можно продолжать бесконечно. В целом, если вам нужна более высокая
производительность своего "железного друга", то разгон вам поможет.
PS. Все вышесказанное относится как к процессорам, так и к видеокартам. Разгоном
видеокарты вы имеете реальную возможность повысить работоспособность
видеоподсистемы почти бесплатно. Я пишу почти, т.к. для охлаждения потребуется
вентилятор (возможно несколько). Для более серьезного разгона графического ядра
потребуется заменить уже установленный радиатор на процессорный и немного
доработать его, а на чипы памяти установить небольшие радиаторы. Также возможна
установка маленьких радиаторов на силовые элементы видеокарты и материнской
платы.
Если вы заинтересовались возможностью практически бесплатно повысить
производительность своего компьютера – читайте дальше.
Почему разгон вообще возможен?
Производитель тестирует партию процессоров на максимальной частоте (на которой
функционирует самая дорогая и производительная модель) и часть, не прошедших
тест процессоров, просто отбраковывает, устанавливая им меньшую частоту. Но
среди отбракованных процессоров попадаются экземпляры, способные работать на
более высоких частотах, чем указанные производителем, поэтому знайте, что если
вам попался процессор, не прошедший тестирование на большей частоте, чем указано
в его спецификации, у него есть некоторый потенциал для дальнейшего разгона.
Цена разгона
Для удачного разгона вам потребуются качественные комплектующие, например,
зарекомендовавших себя с хорошей стороны производителей и соответственно модели,
на которые поступает меньше всего жалоб (более подробно чуть ниже). Как вариант,
можно зайти на любой форум, посвященный компьютерам, и просто почитать, какие
проблемы встречаются с той или иной моделью материнской платы, процессора, БП и
т.д. Или пишите мне. На все вопросы я отвечу незамедлительно.
Не стоит забывать о правильной и эффективной организации воздушного охлаждения
как процессора и видеокарты, так и системы в целом.
От чего зависит удачный разгон
Материнская плата. Производства: Epox, ASUStec, ABIT, Gigabyte и т.д. Модель,
зарекомендовавшая себя в разгоне, с поддержкой необходимых функций разгона. О
конкретных моделях поговорим в следующих частях статей.
Оперативная память. В основном, повышая частоту системной шины (FSB),
синхронно с ней повышают и частоту шины памяти (RAM). Поэтому оперативная память
должна иметь некий запас повышения частот. Обычно в этом неопытные overclocker`ы
и натыкаются "на грабли". Тогда частоты, если, конечно, не помогает увеличение
таймингов памяти, FSB и RAM устанавливают асинхронно. Однако и здесь есть свои
особенности: к примеру, чипсет nForce2 Ultra 400 показывает большую
производительность только в синхронном режиме работы FSB и RAM. О всех этих
"секретах" и особенностях вы узнаете в следующих частях.
БП (Блок питания). Можно сказать, что БП есть "центр стабильности" всей
системы. От БП зависит гарантия стабильности и продолжительность работы ВСЕГО
вашего компьютера. Так называемые, "китайцы" не дают необходимого напряжения на
всех основных линиях (12V, 5V), от которых и зависит стабильность работы. Так,
мой "старичок" - винчестер Maxtor 541DX 20Gb ушел в мир иной, как раз из-за
такого "китайца", кстати, проработали они совместно менее месяца. Делайте
выводы, если вы знаете, что у вас установлен не самый лучший БП, то лучше не
рисковать с разгоном. Хорошими и подходящими для разгона являются БП следующих
производителей: PowerMan, FSP, Chieftec, Thermaltake (список может быть
дополнен)
Система охлаждения. Я буду рассматривать только воздушные системы охлаждения (кулеры)
и способы их модификации, т.к. они более доступны простому человеку и имеют
меньшую цену, чем водяные системы. Однако стоит заметить, что частоты
процессоров растут и в месте с ними растет уровень тепловыделения, поэтому
обычные кулеры уже не всегда могут справиться с возложенной на них задачей (это
точно не относится к кулерам серии Zalman 7000 :)) . В связи с этим начали
появляться не совсем стандартные системы воздушного охлаждения – кулеры с
тепловыми трубками. О них я расскажу в следующих частях.
Автор не несет никакой ответственности за поломку любого аппаратного обеспечения
вашего компьютера, а также за сбои и "глюки" в работе любого программного
обеспечения, установленного на вашем компьютере.
Часть 2.
Практический разгон процессора
Методы разгона процессора
Существует два метода overclocking'а: повышение частоты системной шины (FSB) и
увеличение коэффициента умножения (множителя). На данный момент второй метод
невозможно применить практически на всех серийных процессорах AMD. Исключениями
из правил являются: процессоры Athlon XP (Thoroughbred, Barton, Thorton)/Duron (Applebred),
выпущенные до 39 недели 2003 года, Athlon MP, Sempron (socket754; только
понижение), Athlon 64 (только понижение), Athlon 64 FX53/55. В серийных
процессорах производства Intel множитель также полностью заблокирован. Разгон
процессора путем увеличения множителя является самым "безболезненным" и простым,
т.к. возрастает только тактовая частота процессора, а частоты шины памяти, шин
AGP/PCI остаются номинальными, поэтому определить максимальную тактовую частоту
процессора, на которой он сможет работать корректно, с помощью данного способа
особенно просто. Жаль, что сейчас найти в продаже процессоры AthlonXP с
незаблокированным множителем довольно трудно, если вообще возможно. Разгон
процессора посредством увеличения FSB имеет свои особенности. К примеру, с
ростом частоты FSB растет частота шины памяти и частоты шин AGP/PCI. Особое
внимание нужно обратить на частоты шин PCI/AGP, которые в большинстве чипсетов
связаны с частотой FSB (не касается nForce2, nForce3 250). Обойти эту
зависимость можно только если BIOS вашей материнской платы имеет соответствующие
параметры — так называемые делители, отвечающие за отношение PCI/AGP к FSB.
Рассчитать нужный вам делитель можно по формуле FSB/33, т.е., если частота FSB =
133 MHz, то следует 133 разделить на 33, и вы получите нужный вам делитель — в
данном случае таковым является 4. Номинальной частотой для шины PCI являются 33
MHz, а максимальной — 38-40 MHz, выше ее устанавливать, мягко говоря, не
рекомендуется: это может привести к выводу из строя PCI-устройств. По умолчанию
частота шины памяти поднимается синхронно с частотой FSB, поэтому, если память
не имеет достаточного потенциала для разгона, она может сыграть лимитирующую
роль. Если очевидно, что частота оперативной памяти достигла своего предела,
можно предпринять следующее:
Увеличить тайминги памяти (например, 2.5-3-3-5 изменить на 2.5-4-4-7 — это
может помочь вам выжать еще несколько MHz из оперативки).
Повысить напряжение на модулях памяти.
Разгонять процессор и память асинхронно.
Чтение — мать учения
Для начала вам потребуется изучить инструкцию к своей материнской плате: найти
разделы меню BIOS, отвечающие за частоту FSB, RAM, таймингов памяти,
коэффициента умножения, напряжений, делителей частот PCI/AGP. Если в BIOS нет
никаких из вышеприведенных параметров, тогда разгон можно осуществить с помощью
перемычек (джамперов) на материнской плате. Назначение каждого джампера вы
можете найти в той же инструкции, однако обычно на самой плате уже нанесена
информация о функции каждого. Бывает, сам производитель намеренно скрывает
"продвинутые" настройки BIOS — для их разблокировки требуется нажать
определенное сочетание клавиш (такое часто встречается у материнских плат
производства Gigabyte). Повторюсь: всю необходимую информацию можно найти в
инструкции или на официальном сайте производителя материнской платы.
Практика
Заходим в BIOS (обычно для входа нужно нажать клавишу Del в момент пересчета
объема оперативной памяти (т.е., когда появились первые данные на экране после
перезагрузки/включения компьютера, жмите клавишу Del), но встречаются модели
материнских плат и с иной клавишей для входа в BIOS — например, F2), ищем меню,
в котором осуществляется изменение частоты системной шины, шины памяти и
управление таймингами (обычно эти параметры расположены в одном месте). Думаю,
что разгон процессора с помощью повышения множителя затруднений не вызовет,
поэтому перейдем сразу к поднятию частоты системной шины. Поднимаем частоту FSB
(примерно на 5-10% от номинала), потом сохраняем установленные изменения,
перезагружаемся и ждем. Если все нормально, система запускается с новым
значением FSB и как следствие с более высокой тактовой частотой процессора (и
памяти, если вы разгоняете их синхронно). Загрузка Windows без каких-либо
эксцессов означает, что полдела уже сделано. Далее запускаем программу CPU-Z (на
момент написания статьи последней ее версией являлась 1.24) или Everest и
удостоверяемся, что тактовая частота процессора возросла. Теперь нам нужно
проверить процессор на стабильность — думаю, у каждого на винчестере есть
дистрибутив 3DMark 2001/2003 — они хоть и предназначены для выявления
быстродействия видеокарты, но для поверхностной проверки стабильности системы
можно "погонять" и их. Для более серьезной проверки нужно использовать Prime95,
CPU Burn-in 1.01, S&M (более подробно о программах-тестерах ниже). Если система
прошла тестирование и ведет себя стабильно, перезагружаемся и начинаем все
сначала: опять заходим в BIOS, еще повышаем частоту FSB, сохраняем изменения и
тестируем систему заново. Если во время тестирования вас "выкинуло" из
программы, система зависла или перезагрузилась, следует "откатиться" на шаг
назад — на ту частоту процессора, когда система вела себя стабильно — и провести
более объемное тестирование, чтобы удостоверится в полной стабильности работы.
Не забывайте следить за температурой процессора и частотами шин PCI/AGP (в ОС
частоту PCI и температуру можно посмотреть с помощью программы Everest или
фирменных программ производителя материнской платы).
Повышение напряжения
Не рекомендуется повышать напряжение на процессоре более чем на 15-20%, а лучше,
чтобы оно варьировалось в пределах 5-15%. Смысл в этом есть: повышается
стабильность работы и открываются новые горизонты для разгона. Но будьте
осторожны: вместе с повышением напряжения повышается потребляемая мощность и
тепловыделение процессора и как следствие увеличивается нагрузка на блок питания
и растет температура. Большинство материнских плат позволяют выставлять
напряжение на оперативной памяти до 2,8-3,0 В, безопасной границей является 2,9
В (для дальнейшего увеличения напряжения нужно делать вольтмод материнской
платы). Главное при повышении напряжения (не только на оперативной памяти) —
контролировать тепловыделение, и, если оно увеличилось, организовать охлаждение
разогнанного компонента. Одним из лучших способов определения температуры
какого-либо компонента компьютера является прикосновение руки. Если вы не можете
без боли от ожога дотронуться до компонента — ему требуется срочное охлаждение!
Если компонент горячий, но руку держать можно, то охлаждение ему бы не помешало.
И только если вы чувствуете, что компонент еле теплый или вообще холодный, то
все хорошо, и охлаждения ему не нужно.
Тайминги и делители частоты
Тайминги — это задержки между отдельными операциями, производимыми контроллером
при обращении к памяти. Всего их шесть: RAS-to-CAS Delay (RCD), CAS Latency (CL),
RAS Precharge (RP), Precharge Delay или Active Precharge Delay (чаще
обозначается как Tras), SDRAM Idle Timer или SDRAM Idle Cycle Limit, Burst
Length. Описывать значение каждого — дело бессмысленное и никому не нужное.
Лучше сразу выяснить, что лучше: маленькие тайминги или высокая частота.
Существует мнение, что для процессоров Intel важнее тайминги, тогда как для AMD
— частота. Но не стоит забывать, что для процессоров AMD чаще всего важна
частота памяти, достигнутая в синхронном режиме. Для различных процессоров
"родными" являются разные частоты памяти. Для процессоров Intel "своими"
считаются следующие сочетания частот: 100:133, 133:166, 200:200. Для AMD на
чипсетах nForce лучше синхронная работа FSB и RAM, а на связку AMD + VIA
асинхронность влияет мало. На системах с процессором AMD частота памяти
выставляется в следующих процентных соотношениях с FSB: 50%, 60%, 66%, 75%, 80%,
83%, 100%, 120%, 125%, 133%, 150%, 166%, 200% — это и есть те же делители, но
представленные немного по-другому. А на системах с процессором Intel делители
выглядят более привычно: 1:1, 4:3, 5:4 и т.д.
Черный экран
Да, бывает и такое:) — например, при переразгоне: вы просто установили такую
тактовую частоту процессора или оперативной памяти (возможно, указали слишком
низкие тайминги памяти), что компьютер не может запуститься — вернее, он
запускается, но экран остается черным, и система не подает никаких "признаков
жизни". Что делать в этом случае?
Многие производители встраивают в свои материнские платы систему
автоматического сброса параметров на номинальные. И вот после такого "казуса" с
завышенной частотой или низкими таймингами данная система должна выполнить свою
"черную" работу, но это происходит не всегда, поэтому нужно быть готовым
поработать ручками.
После включения компьютера нажать и удерживать клавишу Ins, после чего он
должен успешно стартовать, а вы должны зайти в BIOS и установить рабочие
параметры компьютера.
Если второй способ вам не помогает, нужно выключить компьютер, открыть корпус,
найти на материнской плате джампер, отвечающий за сброс настроек BIOS — так
называемый CMOS (обычно располагается около микросхемы BIOS) — и установить его
в режим Clear CMOS на 2-3 секунды, а затем вернуть в номинальное положение.
Встречаются модели материнских плат без джампера сброса настроек BIOS
(производитель делает ставку на свою автоматическую систему сброса настроек BIOS)
— тогда нужно вынуть батарейку на некоторое время, которое зависит от
производителя и модели материнской платы (я провел такой эксперимент на своей
Epox EP-8RDA3G: вынул батарейку, подождал 5 минут, и настройки BIOS сбросились).
Информационные программы и утилиты
CPU-Z — одна из лучших программ, предоставляющих основные данные о процессоре,
материнской плате и оперативной памяти, установленных в вашем компьютере.
Интерфейс программы прост и интуитивен: нет ничего лишнего, а все самое важное
на виду. Программа поддерживает самые последние новинки из мира "железа" и
периодически обновляется. Последняя версия на момент написания статьи — 1.24.
Размер — 260 Kb. Скачать программу можно по адресу
http://cpuid.com/cpuz.php.
Everest Home/Professional Edition (бывшая AIDA32) —
информационно-диагностическая утилита, обладающая более продвинутыми функциями
просмотра информации об установленном "железе", операционной системе, DirectX и
т.п. Различия между домашней и профессиональной версией таковы: Pro-версия не
имеет модуля тестирования оперативной памяти (чтение/запись), в ней также
отсутствует довольно интересный подраздел Overclock, в котором собрана основная
информация о процессоре, материнской плате, оперативной памяти, температуре
процессора, материнской платы и винчестера, а также о разгоне вашего процессора
в процентах:). В Home-версии нет учета ПО, расширенных отчетов, взаимодействия с
базами данных, удаленного управления, функций уровня предприятия. В целом это и
есть все различия. Сам я пользуюсь Home-версией утилиты, т.к. дополнительные
возможности Pro-версии мне не нужны. Чуть не забыл упомянуть, что Everest
позволяет просматривать частоту шины PCI — для этого нужно развернуть раздел
Системная плата, кликнуть по подразделу с аналогичным названием и найти пункт
Свойства шины чипсета/Реальная частота. Последняя версия на момент написания
статьи — 1.51. Home-версия бесплатна и весит 3 Mb, Pro-версия платная и занимает
3,1 Mb. Скачать утилиту можно по адресу
http://lavalys.com/products.php?lang=en.
Тестирование стабильности
Название программы CPU Burn-in говорит само за себя: программа предназначена для
"разогрева" процессора и проверки его стабильной работы. В главном окне CPU
Burn-in вам нужно указать продолжительность, а в опциях — выбрать один из двух
режимов тестирования:
тестирование с включенным контролем ошибок (Enable error checking);
тестирование с выключенным контролем ошибок, но с максимальным "разогревом"
процессора (Disable error checking, maximum heat generation).
При включении первой опции программа проверит корректность вычислений
процессора, а вторая позволит "разогреть" процессор практически до температур,
близких к максимальным. CPU Burn-in весит около 7 Kb, скачать ее можно по адресу
http://users.bigpond.net.au/cpuburn/downloads/.
Следующей достойной программой для тестирования процессора и оперативной памяти
является Prime95. Главным ее преимуществом является то, что при обнаружении
ошибки программа самопроизвольно не "вешается", а выводит на рабочее поле данные
об ошибке и времени ее выявления. Открыв меню Options -> Torture Test…, вы
можете самостоятельно выбрать из трех режимов тестирования или указать свои
параметры. Для более эффективного обнаружения ошибок процессора и памяти лучше
всего задать третий режим тестирования (Blend: test some of everything, lots of
RAM tested). Prime95 весит 1,01 Mb, скачать ее можно по адресу
http://www.mersenne.org/prime.htm.
Относительно недавно свет увидела программа S&M. Сначала она задумывалась для
проверки стабильности конвертера питания процессора, потом была реализована
проверка оперативной памяти и поддержка процессоров Pentium 4 с технологией
HyperThreading. На данный момент последней версией S&M 1.0.0(159) поддерживается
более 32 (!) процессоров и имеется проверка стабильности работы процессора и
оперативной памяти, кроме того, S&M имеет гибкую систему настроек. Суммировав
все вышесказанное, можно утверждать, что S&M является одной из лучших программ в
своем роде, если не самой лучшей. Интерфейс программы переведен на русский язык,
поэтому запутаться в меню довольно сложно. S&M 1.0.0(159) весит 188 Kb, скачать
ее можно по адресу http://testmem.nm.ru/snm.htm.
Вышеупомянутые программы-тестеры предназначены для проверки процессора и
оперативной памяти на стабильность и выявления ошибок в их работе, все они
бесплатны. Каждая из них нагружает процессор и память практически полностью, но
хочу напомнить, что программы, применяемые в повседневной работе и не
предназначенные для тестирования, редко могут так нагружать процессор и
оперативную память, поэтому можно сказать, что тестирование происходит с
определенным запасом.
Автор не несет никакой ответственности за поломку любого аппаратного обеспечения
вашего компьютера, а также за сбои и "глюки" в работе любого программного
обеспечения, установленного на вашем компьютере.
Часть 3.
Разгон видеокарты
Общее понятие о разгоне видеокарты Overclocking видеокарты предусматривает повышение частоты графического ядра
и памяти и как следствие повышение производительности видеоподсистемы
компьютера. Безопаснее всего разгонять видеокарту специализированными утилитами
— такими, как RivaTuner, PowerStrip и т.д. Изменение частот происходит на лету в
видеодрайвере, поэтому, если что-то пошло не так — всегда легко откатиться на
шаг назад. Также можно повышать частоты непосредственно в самом BIOS`е
видеокарты (путем прошивки новых частот), но может случиться так, что вы
прошьете частоты, на которых видеокарта не сможет работать — тогда восстановить
ее рабочие способности будет намного труднее, поэтому первый способ разгона
самый относительно безопасный.
О скорости памяти
Скорость памяти измеряется в наносекундах. Определить ее можно по последним
двум цифрам одной из строк маркировки микросхемы памяти. Например, xxxxx xxx -33
означает, что 33 есть 3,3 наносекунды (сокращенно нс). Перевести нс в мегагерцы
довольно просто: существует формула 1000/нс; если у вас память типа DDR, то
вдобавок нужно умножить полученное значение на 2. Например, на моей видеокарте
установлена память 2,8 нс типа DDR — значит, нужно 1000/2,8 = 357 x 2 = 714 MHz.
Разгоняем
Сам принцип overclocking`а довольно прост: повышаем частоты ядра/памяти и
тестируем видеокарту на стабильность работы. Итак, вы уже установили RivaTuner.
Если нет, скачайте самую свежую версию данной программы (http://www.nvworld.ru/docs/overclock.html).
Запускаем RivaTuner, и перед нами появляется главное окно программы, где можно
увидеть модель вашей видеокарты, установленный видеодрайвер и т.п. А теперь есть
два пути действия: разгонять видеокарту посредством видеодрайвера или
"напрямую", не затрагивая видеодрайвер. Последний вариант не пройдет практически
на всех новых моделях видеокарт, поэтому будем рассматривать вариант номер 1.
Кликаем по Customize, появляется дополнительное меню, где нам нужна только
первая закладка System settings, соответственно переходим на нее, и нашему взору
открывается центр управления частотами графического ядра и памяти вашей
видеокарты, далее устанавливаем флажок напротив Enable driver-level hardware
overclocking, после чего выскочит окошко с предупреждением о рекомендации
перезагрузки системы для якобы более корректного определения частот видеокарты.
Смело жмем Detect now и переходим непосредственно к самому процессу разгона. Вы
видите перед собой пару ползунков: Core clock отвечает за частоту ядра, Memory
clock — за частоту памяти (если ваша видеокарта имеет раздельные частоты 2D- и
3D-режимов, то следует переключиться на управление 3D-частотами и разгонять их).
Начнем с повышения частоты памяти: прибавляем по 20 MHz, жмем кнопку Test,
Применить, а далее тестируем видеокарту, например, в 3DMark 2001/2003, потом еще
повышаем частоту, опять тестируем — и так до тех пор, пока не найдем потолок
разгона памяти (подробнее, чем тестировать, ниже). Метод разгона графического
ядра такой же. Будем считать, что вы нашли потолок частот ядра и памяти,
протестировали видеокарту на стабильность и корректность работы. Чтобы все наши
труды не пропали напрасно после перезагрузки Windows, нужно сохранить уже новые
частоты видеокарты. Для этого устанавливаем флажок напротив Apply overclocking
at Windows startup все в том же окошке управления частотами и жмем Save.
Признаки переразгона
Основными признаками переразгона (перегрева) памяти видеокарты являются
артефакты, появляющиеся на экране монитора во время работы 3D-приложений (при
сильном переразгоне их появление возможно даже в 2D-режиме): "выбитые" участки
изображения, отсутствие текстур, полосы и другие аномалии, которые не возникают
на стандартных частотах. Зависание же изображения — это признак переразгона
(перегрева) графического ядра видеокарты. Если вы столкнулись с переразгоном,
следует предпринять следующее:
Снизить частоту переразогнанного компонента до той частоты, когда видеокарта
сможет работать стабильно.
Если вы никак не улучшали стандартную систему охлаждения, нужно ее
модернизировать: установить радиаторы на память, добавить дополнительный
вентилятор. Следствием этого будет уменьшение температуры ядра и памяти и,
возможно, повышение порога разгона.
Сделать вольтмод ядра и/или памяти, если это, конечно, стоит того. Минусы:
большая вероятность потери гарантии, трудность выполнения, повышение температуры
ядра и памяти. Плюсы: значительное повышение порога допустимых частот.
Разблокирование видеодрайвера
Практически все новые модели видеокарт имеют защиту от изменения частот
самим пользователем. В большинстве случаев такая защита существует только на
уровне видеодрайвера, но встречаются прецеденты, когда производитель блокирует
изменение частот на уровне BIOS видеокарты, тогда прошивают версию BIOS от иного
производителя, которая не имеет такой защиты. Но, как я уже сказал, такие случаи
редки, поэтому рассмотрим метод избавления от защиты в видеодрайвере. Для этого
нам нужен чистый дистрибутив видеодрайвера для видеокарт NVIDIA или ATI —
Detonator/ForceWare или Catalyst соответственно — и свежая версия RivaTuner
(куда же без нее:)). Распаковываем драйвер (но не устанавливаем!), если он был в
архиве.
Находим в корневой директории RivaTuner папку Patch-Scripts, заходим в нее — там
расположены еще две папки: ATI и NVIDIA, — и в зависимости от вашей видеокарты
заходим в нужную. Для видеокарт ATI направляемся в папку по адресу ATI/ATIOverclocking
Antiprotection и смотря какая установлена ОС выбираем нужный скрипт. Кликаем по
нему, в появившемся окне жмем Continue, указываем путь к приготовленному
дистрибутиву Ca-talyst и патчим файл ati2mtag.sys или ati2mtag.sy_ в зависимости
от расширения файла, расположенного в дистрибутиве. Для видеокарт NVIDIA скрипт
находится по адресу NVIDIA/ Detonator FXAntiprotector (до Detonator 45.xx) или
ForceWare Antiprotector (от ForceWare 53.03 и выше), также выбираем скрипт,
зависимый от версии ОС, и патчим. Итогом вышеприведенных действий станет
возможность изменения частот в RivaTuner.
Назначение иных скриптов
Наверно, вы уже заметили, что, кроме вышеприведенных скриптов, в директории
PatchScripts есть и множество других, не менее важных. Попробую кратко описать
назначение каждого.
Скрипты, расположенные в папке ATI:
SoftFireGL — предназначен для программной переделки видеокарт, основанных на
ядре R300, в профессиональный видеоускоритель FireGL Z1/X1/ T2/X2.
SoftR9x00 — позволяет разблокировать 8 пиксельных конвейеров на ATI Radeon
9500/ 9800SE. В теории мы можем получить из любого 128-битного Radeon 9500
Radeon 9500 PRO, из любого 256-битного Radeon 9500 — Radeon 9700 PRO, а из
любого Radeon 9800SE — Radeon 9800PRO (128- либо 256-битный в зависимости от
разводки печатной платы).
Скрипты, расположенные в папке NVIDIA:
AnisoBoosterD3D — позволяет разблокировать функции оптимизации анизотропной
фильтрации на текстурных стадиях в Direct3D, по умолчанию применяемые на
видеокартах семейства GeForce4 Ti, для видеокарт GeForce3 и ее вариантов.
AnisoBoosterOGL — позволяет повысить скорость работы алгоритма оптимизации
анизотропной фильтрации в OpenGL.
LODBiasFix — устраняет ошибку, существующую в Detonator 23.10-52.14, и
позволяет видеодрайверу устанавливать отрицательный Direct3D mipmap LOD Bias
правильно.
NV25AALines — позволяет использовать аппаратный антиалиасинг линий на
видеокартах на базе ядра NV25 ревизии A2.
NVStrap antiprotection — блокирует защиту от NVStrap.
RTPatchFix — включает заблокированные возможности D3DDEVCAPS_QUINTICRTPATCHES
и D3DDEVCAPS_ RT PATCHES.
SoftQuadro4 — позволяет разблокировать большинство профессиональных
возможностей в видеокартах на ядре NV17/NV18/NV25/NV28.
Тестирование видеокарты
3DMark 2001SE/2003 — это программы, предназначенные для тестирования
производительности видеокарты. Параллельно с этим их можно использовать для
выявления некорректной работы видеокарты — сразу заметен переразгон и перегрев.
Интерфейс программ прост и интуитивен, имеются гибкие настройки тестирования.
Однозначно 3DMark является самым популярным тестовым пакетом, "попугаями"
которого "меряются" во всем мире, а благодаря системе ORB и вы можете вступить в
гонку — позволила бы только видеокарта.
3DMark 2001SE — требуется аппаратная поддержка DirectX 8.1 со стороны
видеокарты. Рассчитан на видеокарты предыдущего поколения (GeForce 3/4).
3DMark 2003 — требуется аппаратная поддержка DirectX 9.0b со стороны
видеокарты. Рассчитан на видеокарты сегодняшнего поколения (GeForce FX/6600/6800,
Radeon 9500-9800/X700/X800).
За 2001SE@Pro придется заплатить $9,95, за 2003@Pro — $14,95. Все пакеты можно
скачать и купить по адресу http://www.futuremark.com/download
Относительно недавно компания Futurmark выпустила 2005-ю версию 3DMark.
Остановлюсь на ней немного подробнее. Как и в предыдущих своих инкарнациях,
3DMark 2005 состоит из набора тестов: Game Tests, CPU Test, Feature Test и новый
Batch Size Test. Отмечу, что все тесты из набора требуют поддержки PS 2.0 либо
3.0 (пиксельные шейдеры). В отличие от 3DMark 2001/2003, которые имели четыре
игровых теста, 2005-я имеет только три:
Return To Proxycon — нам предлагают посмотреть продолжение битвы на
космическом корабле из 2003-й версии. Зрелище более чем впечатляющее.
Firefly Forest — наследник Mother Nature — действие происходит в ночном
волшебном лесу и имеет два источника освещения: лунный свет в сочетании со
светлячком.
Canyon Flight — летающий корабль проходит сквозь водный каньон и вступает в
схватку с чудовищем. Отлично реализовано водное пространство.
Новый тест Batch Size Tests позволяет оценить скорости отрисовки простых
полигонов, объединенных в группы различной сложности (от 8 до 32768
треугольников). Можно утверждать, что 3DMark 2005 полностью предназначен для
видеокарт следующего поколения. Скачать его можно по адресу http://www.futuremark.com/download/.
AquaMark3 — похожий тестовый пакет, также предназначенный для тестирования
производительности видеокарты. Требует поддержки DirectX 8.1/9.0 со стороны
видеокарты. Главное меню AquaMark3 оформлено немного в другом стиле, чем в
3DMark — похоже на предстартовое меню игры. Имеются гибкие настройки и различные
режимы тестирования. Тестирование проходит путем запуска игрового уровня,
разбитого на несколько сцен. Действия большинства объектов являются симуляцией,
осуществленной с помощью искусственного интеллекта и физической системы движка.
AquaMark3 предлагается к скачиванию как условно бесплатная версия, в которой
изначально доступны только стандартные функции:
тест в разрешении 1024x 768x32 c 4х анизотропной фильтрацией и максимальной
детализацией;
проигрыш демо-версии;
возможность публикации своих результатов в онлайне.
Для получения больших возможностей вам потребуется зарегистрировать программу,
заплатив разработчикам за тот или иной тип лицензии. Весит AquaMark3 62 Mb,
скачать его можно по адресу http://www.aquamark3.com/am3-mirrors.htm
Автор не несет никакой ответственности за поломку любого аппаратного обеспечения
вашего компьютера, а также за сбои и "глюки" в работе любого программного
обеспечения, установленного на вашем компьютере.
Часть 4.
Стандартное охлаждение компьютера
С чего начинается… охлаждение Известно, с чего — с охлаждения процессора. Первое, на что нужно обратить
внимание, — это кулер. Как вам известно, он состоит из радиатора и вентилятора.
Радиатор забирает тепло от ядра процессора, а вентилятор рассеивает его. Есть
три вещи, на которые нужно обратить внимание при выборе кулера:
Материал, из которого сделан радиатор.
Шум и воздушный поток, воспроизводимый вентилятором (на минимальных и
максимальных оборотах).
Производитель кулера.
Начнем по порядку. Материал, из которого выполнен радиатор, является одним из
важнейших факторов эффективности кулера. Алюминий, медь, а также их "смесь" —
вот основные материалы, которые выбирает производитель для изготовления
радиатора, реже встречаются радиаторы с золотым напылением, еще реже — медные
радиаторы с серебряным пятаком — такие у нас найти практически невозможно,
поэтому для эффективного охлаждения вашего процессора выбирайте кулер с медным
радиатором, и точка.
Вторым по важности стоит вентилятор. Он должен иметь достаточный воздушный
поток, чтобы справиться с рассеиванием тепла с ребер радиатора, но при этом его
шумовые характеристики не должны выходить за черту допустимого. Кому приятно
работать за компьютером, когда из него доносится невыносимый гул? Правильно,
никому, поэтому удобнее всего выбрать кулер с ручной регулировкой скорости
вентилятора — это дает вам право выбора между производительностью и шумом. И еще
хочу сказать пару слов о вентиляторах с автоматической регулировкой скорости. Не
знаю, как вам, а мне очень надоедает то убывающий, то возрастающий шум,
воспроизводимый таким устройством, поэтому я склоняюсь к ручной регулировке
скорости. Что выбрать — решать вам. Также стоит обратить внимание на размер
вентилятора — он не должен быть меньше по диагонали, чем радиатор.
И, наконец, третье — производитель. Казалось бы, что может зависеть от
производителя, но на самом деле многое: плохая шлифовка основания радиатора
может свести на нет его практические способности охлаждения; вентилятор может
"разболтаться" и начать издавать неприятные звуки после непродолжительной
эксплуатации; неудобное и жесткое крепление может добавить вам еще пару седых
волос — так можно продолжать еще довольно долго. Поэтому при выборе кулера
ориентируйтесь на следующих производителей: Thermaltake, Zalman, Titan,
GlasialTech и др.
Практически бесспорным лидером среди кулеров является Zalman CNPS7000. Почему
практически? Отвечаю: потому, что уже относительно давно свет увидела модель
7700, которая отличается лишь габаритами, весом, чуть лучшим охлаждением и,
соответственно, более высокой ценой. Семитысячник сочетает в себе и высокую
эффективность, и, как это ни удивительно, тишину. Рассчитан он на Socket 478/A/754/939.
За медную модель (CU) вам придется заплатить около $50, за медно-алюминиевую (Al-CU)
— около $40. Но, поверьте, он стоит своих денег.
Термоинтерфейс
Существует мнение, что чем больше термопасты намазать, тем лучше будет
передаваться тепло от объекта к радиатору — это не так! Смысл нанесения
термопасты заключается в заполнении микротрещин, ямок, неровностей, которые
находятся на подошве радиатора, и увеличении тем самым эффективности передачи
тепла от объекта к радиатору. Поэтому, если поверхность радиатора ровная и
хорошо отшлифована, то нет никакого смысла наносить гигантский слой
термоинтерфейса, т.к. ему будет нечего заполнять. В итоге большее количество
термоинтерфейса просто выдавится. В идеале нужно наносить тонкий слой пасты,
равномерно размазав его по объекту: ядру процессора, видеокарты и т.п. Сегодня
на рынке присутствует довольно обширный выбор термопаст: КПТ-8, АлСил-3, Arctic
Silver 3, НС-125, Titan-S104 (в народе известная как "серебрянка") и множество
других, менее известных. Скажу пару слов о каждой.
КПТ-8: вес — 12 г, срок годности не указан, консистенция негустая.
АлСил-3: вес — 3 г, срок годности — 5 лет, консистенция более густая и
вязкая, чем у КПТ-8.
НС-125: вес — 120 г, срок годности не ограничен:), консистенция —
золотая середина между КПТ-8 и АлСил-3.
Titan-S104 — идет в комплекте с кулерами TITAN, содержит 10% серебра,
трудно оттереть.
Не буду приводить каких-либо графиков, т.к. к тестированию термопаст нужно
подходить очень серьезно, а это уже материал отдельной статьи. Но скажу, что в
большинстве случаев КПТ-8 показывает наилучшие результаты, чуть хуже — НС-125 и
АлСил-3, а Titan-S104 заметно проигрывает всем вышеприведенным термопастам —
напоминаю: такая расстановка обычна, но, скажем, в вашем случае она
необязательна.
Допинг в виде воздуховода
Дабы обеспечить постоянный приток свежего воздуха к процессорному кулеру, и
изобрели такую "штуку", как воздуховод. Его использование оправдано только в
исключительных обстоятельствах — таких, как разгон. Порой воздуховод для разгона
как допинг для спортсмена: или поможет, или нет. Воздуховод может принимать
самые причудливые формы, только вот чем форма причудливее, тем хуже. Изготовить
его можно из различных материалов: начиная от куска картона и заканчивая
пластиковой бутылкой. Также можно использовать специальные металлизированные
трубки, которые применяются для похожих целей в двигателе автомобиля. Принцип
действия воздуховода таков: с одной стороны воздуховод крепится к вентилятору,
который вдувает в него воздух из-за пределов корпуса, с другой — к кулеру.
Вдувающим может быть вентилятор на задней стенке. В некоторых корпусах
встречаются места для вентиляторов прямо напротив кулера — такой вариант
является самым удачным, т.к. воздуховод будет практически идеально прямым, и
воздушный поток не будет встречать никаких изгибов и углов. Чтобы вентилятор на
кулере "не задыхался", вдувающий вентилятор должен иметь чуть более высокие
обороты.
Охлаждение видеокарты
Ни для кого не секрет, что сегодня видеокарта потребляет не меньше энергии, чем
процессор, а в разогнанном состоянии намного больше, поэтому охлаждение ей нужно
ничуть не меньше, чем процессору. В недалеком прошлом человек, установивший на
свою Ge-Force2 Pro процессорный радиатор, считался чуть ли не сумасшедшим.
Сегодня же таким способом охлаждения видеокарты никого не удивишь — могут даже
посмеяться, ведь настало время водянок и радиаторов с тепловыми трубками, но не
буду забегать вперед, т.к. этим "новинкам" будет посвящена следующая статья.
Скажу сразу, что в разгоне видеокарты со стандартным чахлым кулером вы мало чего
добьетесь, тем более если предусматривается вольтмод ядра (или памяти). Поэтому
взамен "уродца" можно поставить процессорный радиатор. Какой он будет: медный
или алюминиевый, нормальной высоты или низкопрофильный, — решать вам, но в любом
случае лучшим вариантом будет медный. Для его установки потребуются крепежные
отверстия вокруг ядра видеокарты, а также минимум 2 болтика с гайками (обычно
2,5 мм в диаметре). Если у вас в наличии все компоненты, отмечаем на основании
радиатора дырки для просверливания (следите за тем, чтобы подошва радиатора не
замыкала какие-нибудь детали видеокарты: резисторы и т.п.), просверливаем их
дрелью в подошве радиатора и устанавливаем его на ядро, вставляем болтики и
затягиваем гаечки. Только будьте осторожны: не сколите ядро! На таких моментах,
как удаление старой и нанесение новой термопасты, я подробно не останавливаюсь —
мы же люди грамотные:).
Любая разогнанная память требует охлаждения (несмотря на упаковку). По
возможности установите на чипы памяти радиаторы — лучше медные, но если с медью
тяжело, то алюминиевые тоже сойдут, но эффективность у них будет,
соответственно, меньше. Возможных вариаций радиаторов довольно большое
количество: все зависит от элементов, располагающихся около чипов памяти —
они-то зачастую и создают проблемы при установке на память. Способов их
крепления также достаточно — самый простой — приклеить радиаторы на память
термоклеем (АлСил-5 и т.п.), но вот снять их потом проблематично, хоть и
возможно. Кроме ядра и чипов памяти, на видеокарте располагается еще много
компонентов, которые также требуют внимания: микросхемы управления питанием ядра
и памяти, стабилизаторы напряжения и т.п. Лучшим вариантом будет установить на
каждый из них маленький радиатор, но не всегда такие найдешь, поэтому следите за
тем, чтобы на них попадал хоть какой-нибудь поток воздуха. Все наши усилия будут
напрасными, если мы так и оставим "голые" радиаторы. Поэтому не поленитесь
купить 92/120 мм вентилятор для обдува. Подключить его можно непосредственно к
molex-разъему БП или специальному штекеру на материнской плате.
Охлаждение материнской платы
Кроме процессора и видеокарты, должного охлаждения требует также материнская
плата, а именно СМ (северный мост), ЮМ (южный мост) и стабилизаторы напряжения.
Обычно СМ хватает лишь установки дополнительного вентилятора над радиатором и
смены термопасты, но если таких мер вам недостаточно (будете делать вольтмод),
то вокруг СМ имеются монтажные отверстия;). ЮМ греется не меньше СМ, поэтому
установка на него небольшого радиатора также желательна. Закрепить его можно с
помощью термоклея, т.к. материнские платы с монтажными отверстиями вокруг ЮМ
встречаются очень редко. Зачастую перегрев или высокая температура
стабилизаторов напряжения приводит к нестабильной работе компьютера: неожиданным
перезагрузкам, выключениям, зависаниям и т.п. Особенно это может проявиться
после разгона или использования водяного охлаждения (движение потоков воздуха
отсутствует — перегрев). Поэтому первое, что я сделал перед разгоном, —
установил на каждый стабилизатор маленький отдельный радиатор. Такие радиаторы
можно купить либо выпилить из старого процессорного радиатора. Для более ясного
представления посмотрите на рисунок.
Корпус: как много в этом слове!
Что, по сути, представляет собой корпус? Железная коробка, чуть приукрашенная, в
которую запихнули все комплектующие:). Но как же сможет работать нормально
сердце (процессор), видеть зорко глаза (видеокарта), а также "жить" все другие
важные органы, если мы так и оставим их наедине друг с другом? В итоге они все
будут испытывать ощутимый дискомфорт из-за высокой температуры не говоря уже о
мало-мальском разгоне:(. Поэтому наша задача обеспечить свежий приток воздуха в
недра корпуса. Начать нужно с установки вентиляторов на переднюю и заднюю
стенки. Первый — на вдув, второй — на выдув. Таким образом создается эффект
сквозняка: кубические литры воздуха вдуваются спереди, образуя воздушный поток,
который несется по корпусу, неся всем нуждающимся глоток свежего воздуха.
Нагревшись, выдувается он с помощью вентилятора, установленного на задней
стенке. Эффективность зависит от скоростей вращения крыльчаток вентиляторов.
Выше скорость — лучше охлаждение, но сильнее шум; ниже скорость — хуже
охлаждение, но меньше шума или он вообще отсутствует. Как говорится, ищите
золотую середину! Скорость крыльчаток вентиляторов рекомендуется устанавливать в
двух сочетаниях: 1) скорости равны; 2) на вдув быстрее, чем на выдув. Чтобы
воздушный поток свободно проходил от одного конца корпуса до другого, нужно
убрать с его пути все принадлежности, которые могут ему помешать: шлейфы,
провода БП и т.п. Их можно сдвинуть к стенке, ближайшей к материнской плате.
Также в продаже и в комплекте с некоторыми материнскими платами встречаются
аэродинамические шлейфы. Само слово "аэродинамические" говорит нам, что сами по
себе они не препятствуют движению воздуха.
Очень часто встречаюсь со следующим неправильным сочетанием: на выдув — быстрее,
чем на вдув. Почему неправильным? Да потому, что в таком случае давление внутри
корпуса будет уменьшаться, а потому для уравнивания с давлением внешней среды
воздух будет сосаться изо всех щелей, которые есть у вас в корпусе: лотка
CD-ROM`а, флоппи-дисковода и т.п., а вместе с воздухом будет проникать и пыль.
Чтобы избежать попадания никому не нужных килограммов пыли через вдувающий
вентилятор, можно установить некое подобие фильтра перед вдувающим вентилятором.
Выбор материала довольно велик: начиная с мелкой марли и заканчивая капроновыми
колготками:). Установка самодельных фильтров хоть и снизит эффективность, но
лучше перестраховаться — мало ли что всосется:).
Чуть не забыл о самом главном — подключении вентиляторов. В принципе, подключить
таковой можно несколькими способами:
К материнской плате. Просто вставив фишку в соответствующий штекер на
материнской плате. На вентилятор подается 12 V, скорость вращения максимальна.
К molex-разъему провода БП. Найдите провода плюс и минус, идущие от
вентилятора. Обычно таковыми являются красный и черный соответственно (на каждом
проводке должно быть обозначение). Красному проводу БП соответствует напряжение
7 V, желтому — 12 V, черный — земля. Варьировать скорость можно в приличных
пределах.
Автор не несет никакой ответственности за поломку любого аппаратного обеспечения
вашего компьютера, а также за сбои и "глюки" в работе любого программного
обеспечения, установленного на вашем компьютере