Родился 14 июля 1928 в Тбилиси. Детские годы были омрачены
политическими событиями 1930-х, затем – войной. Родители были арестованы
в 1937 (отец был секретарем райкома), и для маленького мальчика
началась тяжелая жизнь сына «врагов народа» (родители были
реабилитированы лишь в 1956).
Рос в Западной Грузии, в деревне Хидистави, у родственников. Окончив
школу в деревне, поступил на экономический факультет Тбилисского
государственного университета (в те годы носивший имя И.В.Сталина).
Окончил в 1950. Проработав несколько лет в университете в должности
лаборанта, начиная с 1957, полностью переключился на литературную
работу: был сотрудником (1957) редакции в журнале «Цискари» («Рассвет»),
заместителем редактора в юмористическом журнале «Нианги» («Крокодил»,
1957–1962), сотрудником сценарного отдела в «Грузия-фильме» (1962–1965),
редактором «Нианги» (1965–1973). С 1973 – секретарем, а с 1981 и до
своей кончины – председателем правления Союза писателей Грузии.
Завоевавший громадную популярность с самого начала своей писательской
карьеры, был неоднократно отмечен наградами: удостоен премии Руставели
(1975), Ленинского комсомола (1966), Ленинской премии (1980). Являлся
депутатом Верховного Совета Грузинской ССР двух созывов (1971–1978) и
Верховного Совета СССР (1979–1984).
Первые стихи были опубликованы в 1950 в университетском альманахе
«Первый луч». В 1956–1957 вышли в свет три книги юмористических
рассказов, сразу привлекших к нему внимание, но настоящую славу и
признание принес роман Я, бабушка, Илико и Илларион, вышедший в 1960.
Вскоре по роману в соавторстве с Г.Лордкипанидзе была написана пьеса,
имевшая большой успех в нескольких постановках в Грузии. Затем
кинорежиссер Тенгиз Абуладзе (поставивший знаменитый фильм Покаяние)
создал популярный фильм (1962). За детскими стихами и сборником
рассказов (1960–62) последовали романы и повести, прочно утвердившие за
Нодаром Думбадзе славу одного из выдающихся прозаиков своего времени: Я
вижу солнце (1962), Солнечная ночь (1967), Не бойся, мама (1971), Белые
флаги (1973), Закон вечности (1978). Все эти романы и множество
рассказов выдержали десятки изданий. Он – автор стихов, поэм, детских
произведений, публицистических статей и путевых записей.
Романы Я, бабушка, Илико и Илларион и Я вижу солнце во многом автобиографичны.
Действие происходит в деревнях, где в годы Отечественной войны из
мужчин остались лишь старики. Живущий с бабушкой осиротевший мальчик
Зурико растет под присмотром стариков-соседей. Оба они – острые на язык,
любящие подшутить или даже разыграть друг друга, преисполнены доброты,
жизненной мудрости и всегда готовы прийти на помощь бедствующим. Горькая
нужда, боязнь за жизнь ушедших на фронт близких создают драматические
коллизии в романе Я вижу солнце, но и здесь важна человеческая доброта,
которая никогда не перерождается в слащавую сентиментальность; она
проявляется, как и повсюду в его произведениях, в действии и часто
скрывается за нарочито обыденной или шутливой фразой. В романе Солнечная
ночь герой с трудом нащупывает пути для сближения с вернувшейся из
12-летней ссылки матерью. И здесь обыденная житейская ситуация
оборачивается для героя, молодого Темура, драматической нравственной
коллизией: простить ли ставшего причиной несчастья его семьи негодяя,
помочь ли ему, погибающему от инсульта? И, сидя у изголовья человека,
которому он спас жизнь, герой чувствует, как душа его постепенно
освобождается от ненависти и преисполняется жалости к нравственному
самоубийце, дважды доносчику, погубившему его семью и предавшему самого
Темура, когда тот доверил ему тайну своего друга.
Следующий роман Не бойся, мама является как бы продолжением
предыдущего произведения. Здесь тот же молодежный мир со своими
радостями и невзгодами, но сюжет усложняется еще одной линией – военной
службой. Характерно, что автор для написания этого романа по
специальному разрешению служил в пограничной части. На первом плане
опять – человеческие взаимоотношения. Мужская дружба, трагизм потери
товарища, боль несбывшейся любви – все это обрисовано в характерной для
Думбадзе лирической манере, которая как бы стремится скрыть острый
драматизм переживаний героев.
Роман Белые флаги, по сюжету отличающийся от других произведений, по
своей внутренней структуре перекликается с основными идеями его
творчества. В центре внимания – судьба «без вины виноватого» человека,
осужденного за несовершенное им убийство. Сможет ли Заза Накашидзе найти
правду, избежать участи принесенного в жертву «козла отпущения» – эта
неопределенность создает атмосферу напряжения в романе. Все сокамерники
Зазы – люди, преступившие закон, все они повинны в различных, более или
менее тяжких преступлениях, но и здесь писатель видит в них людей,
которых собственная слабость либо превратность судьбы столкнула с
прямого пути. В этом небольшом по объему романе затронуты многие вопросы
современного общества; показывая людей из самых его низов, ставится
вопрос не только их взаимоотношения с обществом, но и с самим собой,
своим человеческим «я».
Последний роман Закон вечности также выражает идею борьбы добра со
злом. Спокойно взирать на зло, по мнению героя романа, лежащего в
больнице, тяжело больного Бачаны, может лишь человек с искусственным
сердцем. Обращаясь к лечащему его врачу, он говорит: «Пока мы живы, мы
должны подать друг другу руки, чтобы помочь нашим душам стать
бессмертными...». Как Белые флаги, так и Закон вечности отражают
конкретную историческую эпоху в Грузии; так же, как и другие его
произведения, они всегда имеют конкретное место и время действия, герои
часто говорят на языке, в котором западногрузинские (гурийские)
диалектизмы и веселый молодежный жаргон (никогда не переходящий в
сквернословие) переданы с точностью лингвистической записи.
Произведения не оставляют впечатление жанровых картин; повсюду вся
фактура художественной ткани подчинена основной идее произведения и
способствует ее воплощению. Лиризм и драматизм, неподражаемый юмор,
комизм многих описанных ситуаций – все вместе служит выражению
размышлений автора о противопоставлении добра и зла, праве человека на
счастье и любовь. Солнце как символ высшего добра, человеколюбия часто
встречается во многих произведениях. Особо следует отметить, что герои
Нодара Думбадзе – люди многих национальностей: русские, украинцы,
армяне, греки, цыгане. Трагичен рассказ Хеладос. Мальчик-грек, уезжающий
на свою историческую родину, в последнюю минуту не находит в себе сил
расстаться со всем, с чем он вырос, – с родным городом Сухуми и
товарищами; бросившись с борта отплывающего корабля, чтобы вернуться
назад, он погибает в море. Трагизм, хотя и в завуалированной манере,
присущ и повести Кукарача. Милиционер, пожалевший бандита по прозвищу
Муртало (т.е. «подонок, негодяй»), впоследствии сам погибает от его
пули. Мимо внимания писателя не проходят и бессловесные творения природы
– бродячий пес (Собака) и яблоня (Хазарула). Для него они также часть
Вселенной, непременные члены мироздания.
Язык и стиль отличаются лаконичностью и отточенной простотой, богатой
лексикой. Диалектальная лексика, которую он знал досконально, придает
речи героев выразительность и свежесть, способствует раскрытию
характеров.
Жизненные невзгоды, потеря многих близких, в том числе и маленького
сына, тяжелая болезнь не смогли сломить духа писателя. Всегда
благожелательный к людям, мягкий, отзывчивый к чужой беде, он
мужественно встретил смерть 14 сентября 1984 в Тбилиси; похоронен в
основанном по его инициативе в Тбилиси детском городке «Мзиури»
(«Солнечный»).
Ставший популярным в начале писательской карьеры, Думбадзе остается
одним из самых читаемых современных писателей в Грузии. Хорошо известен и
за ее пределами. Его произведения переведены на русский, украинский,
молдавский, азербайджанский, польский, японский, турецкий, арабский
языки. Все его романы и повесть Кукарача экранизированы, существуют и
теа
Нодар Владимирович Думбадзе скончался 14 сентября 1984 года в Тбилиси.
Киносценарии
1973 — В добрый путь (режиссёр Л. Л. Гогоберидзе)
1973 — Зов (режиссёр К. Г. Мгеладзе)
Экранизации
1963 — Я, бабушка, Илико и Илларион (режиссёр Тенгиз Абуладзе)
1965 — Я вижу солнце
1982 — Кукарача (режиссёры Сико Долидзе, Кети Долидзе)
1990 — Белые флаги
Награды и премии
Ленинская премия (1980) — за роман «Закон вечности» (1978)
премия Ленинского комсомола (1966) — за повесть «Я, бабушка, Илико и Илларион» (1963)
Государственная премия Грузинской ССР имени Ш. Руставели (1975)
Список произведений:
Аствац, инчу амар!
Белые флаги
Бесы
В комиссию по распределению жилплощади
Дидро
Желание
Закон вечности
Кладбище
Коррида
Кровь
Кукарача [в работе]
Мать
Не бойся, мама!
Не буди!
Неблагодарный
Откуда в городе ястреб
Поминки
Птичка
Собака
Солнце
Тамерлан
Хазарула
Цыгане
Я вижу солнце
Я, Бабушка, Илико и Илларион
Пограничная застава [Сборник]
Размер: 25.98 Мб.
http://letitbit.net
http://www.unibytes.com
http://www.share4web.com
http://www.gigabase.com
| +7 |
|
Простая ссылка: |
|
Html ссылка: |
|
ВВ ссылка: |
|
|