Карел Чапек. Собрание сочинений
Карел Чапек (рас. чешск. Karel Čapek, 1890—1938) — чешский писатель,
журналист, переводчик, собачник, фотограф и просто очень хороший
человек. Широкому кругу людей известен в первую очередь как автор
юмористических и сатирических новелл. Наряду с Ярославом Гашеком
составляет чуть менее, чем всю известную большинству чешскую литературу.
Автор
знаменитых пьес «Средство Макропулоса» (Věc Makropulos, 1922), «Мать»
(Matka, 1938), «R.U.R.» (Rossumovi Univerzální Roboti, 1920), романов
«Фабрика абсолюта» (Továrna na absolutno, 1922), «Кракатит» (Krakatit,
1922), «Гордубал» (Hordubal, 1933), «Метеор» (Povětroň, 1934),
«Обыкновенная жизнь» (Obyčejný život, 1934; последние три образуют т. н.
«философскую трилогию»), «Война с саламандрами» (Válka s mloky, 1936),
«Первая спасательная» (První parta, 1937), «Жизнь и творчество
композитора Фолтына» (Život a dílo skladatele Foltýna, 1939, не
закончен), а также множества рассказов, эссе, фельетонов, сказок,
очерков и путевых заметок. Переводчик современной французской поэзии
(Аполлинер и др.).
Карел Чапек родился 9 января 1890 г. в Мале-Сватоновице близ
Трутнова, Австро-Венгрия (ныне Чешская Республика), в семье заводского
врача Антонина Чапека. Учился в гимназии в г. Градец-Кралове, затем в
Праге, в 1915 году получил учёную степень доктора философии в Карловом
университете, также занимался философией в университетах в Берлине и
Париже. По состоянию здоровья не был призван в армию и короткое время
работал гувернером в семье графа Лажански. Осенью 1917 стал работать
журналистом и критиком в газете Národní listy («Национальная газета»), с
1921 до своей смерти работал журналистом и культурным и политическим
редактором в газете Lidové noviny («Народная газета»). В 1921—1923 был
драматургом пражского «Театра на Виноградах» (Divadlo na Vinohradech).
Писательница и актриса этого же театра, Олга Шайнпфлюгова, с 1920 была
его знакомой и близким другом (заключили брак в 1935).
Активно занимался литературой с 1916 года (сборник рассказов «Сияющие
глубины», написан в соавторстве с братом Йозефом). Очень разные по
характеру прозаические произведения демонстрируют блестящее владение
искусством реалистического описания, тонкий юмор и дар художественного
предвидения (типичный пример — антиутопии «Фабрика абсолюта», «Кракатит»
и «Война с саламандрами»). Ещё при жизни он получил широкое признание
как в Чехословакии, так и за её пределами: был номинантом Нобелевской
премии по литературе 1936 года, основателем и первым председателем
Чехословацкого Пен-клуба (в 1925—1933), членом Комитета Лиги Наций по
литературе и искусству (с 1931); в 1935 выдвигался на должность
президента Международного Пен-Клуба Г. Уэллсом, его тогдашним
президентом (отказался от поста по причине болезни). Помимо литературы и
журналистики снискал известность как фотограф-любитель (его книга
фотографий «Дашенька, или Жизнь щенка» была самой публикуемой в
межвоенной Чехословакии).
Чапек, убеждённый антифашист, слабое здоровье которого было подорвано
событиями 1938 года (Мюнхенский сговор), скончался от двустороннего
воспаления лёгких 25 декабря 1938 г., полученного в результате работ по
ликвидации наводнения незадолго до полной немецкой оккупации
Чехословакии.
Перед этим он оказался фактически в полной политической и личной
изоляции, после того как отказался покинуть страну после отставки и
эмиграции её тогдашнего президента Эдварда Бенеша. Похоронен на
мемориальном кладбище в Вышеграде. Его архив был спрятан вдовой, Олгой
Шайнпфлюговой, в саду усадьбы Стрж в селе Стара-Гуть (у городка Добржиш,
в 35 км к югу от Праги), где писатель провел последние три года жизни, и
обнаружен после войны. Творчество Чапека, который был личным другом и
многолетним собеседником Т. Г. Масарика, пропагандировал многие его идеи
(книги «Разговоры с ТГМ» и «Молчание с ТГМ») и не проявлял особых
симпатий к социализму (известная статья «Почему я не коммунист»), в
коммунистической Чехословакии первое время было под запретом, но с
1950—1960-х годов вновь стало активно издаваться и изучаться.
Карел Чапек и его брат и соавтор художник Йозеф (умер от тифа в
немецком концлагере Берген-Бельзен) являются изобретателями слова
«робот». Карел ввёл в действие пьесы «R.U.R.» человекоподобные механизмы
и назвал их «лаборами», от латинского слова labor («работа»). Но это
название не понравилось автору, и, посовещавшись с братом-художником,
оформлявшим декорации спектакля, он решил назвать эти механизмы
словацким словом, имеющим такое же значение (по-чешски «работа» — práce,
а robota означает «каторга», «тяжёлая работа», «барщина»).
Цитаты и aфоризмы
Анекдот — это комедия, спрессованная в секунды.
Анекдоты размножаются почкованием.
Всё не так плохо: нас не продавали — нас выдали даром.
Все-таки прогресс существует: вместо военного насилия — насилие без войны.
Если женщина не сдается, она побеждает; если сдается — диктует условия победителю.
Если не можешь сделать сам — по крайней мере, помешай другому.
Есть люди, которые не верят даже прогнозам государственного метеорологического института, если не прочтут их в своей газете.
Есть несколько способов разбивать сады: лучший из них — поручить это дело садовнику.
За всю неделю ни одной мировой катастрофы! Для чего же я покупаю газеты?
Каждое чудо должно найти свое объяснение, иначе оно просто невыносимо.
Когда животное бьют, глаза его приобретают человеческое выражение.
Сколько же должен был выстрадать человек, прежде чем стал человеком.
Кошка полна тайны, как зверь; собака проста и наивна, как человек.
Критиковать — значит доказывать автору, что он не сделал этого так, как сделал бы я, если б умел.
Много придумано для того, чтобы не думать.
На премьеры ходят, как в древнем Риме ходили в Колизей смотреть на растерзание христиан и бои гладиаторов.
Напишите о карманнике, судившемся тридцать раз, что он известный
карманник-рецидивист — и он подаст на вас в суд за оскорбление личности,
причем вы проиграете это дело.
Наш язык мудр: между выражениями «я убежден» и «я убедился» — большая разница.
Одно из величайших бедствий цивилизации — ученый дурак.
Опечатки бывают даже полезны тем, что веселят читателя.
Отпечаток перста Божия должен выглядеть как знак бесконечности?
Порнография — это литературная проституция; она не просто удовлетворяет эротическое влечение, но еще и обесценивает его.
Последний акт никогда не удается на сцене. Можно только удивляться,
что, невзирая на такой печальный опыт, драматурги продолжают упорно
добиваться, чтобы у их пьес был последний акт.
Представьте себе, какая была бы тишина, если бы люди говорили только то, что знают.
Самые лучшие мысли приходят по глупости.
Саранча — стихийное бедствие, хотя в одиночку она совсем не страшна. То же самое и с дураками.
Солдаты, вы сделали все, что могли, ради величия нашей нации! От нее осталась уже только одна половина.
Хитрый дерется, пока мудрый уступает.
Чем сложнее действие, тем проще персонажи.
Я думаю, дьявол — и тот огорчился бы, если бы его фотокарточка выдала
его безобразие и ту низкую роль, которую он играет во вселенной.
Список произведений
R.U.R.
ФАБРИКА АБСОЛЮТА.БЕЛАЯ БОЛЕЗНЬ.
Фабрика Абсолюта.
Белая болезнь.
СРЕДСТВО МАКРОПУЛОСА.
МАТЬ
МЕТЕОР
ГОРДУБАЛ
ОБЫКНОВЕННАЯ ЖИЗНЬ
РАЗБОЙНИК
СКАНДАЛЬНАЯ АФЕРА ЙОЗЕФА ГОЛОУШЕКА
СТОЛБЦЫ
ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО КОМПОЗИТОРА ФОЛТЫНА
КРАКАТИТ
ВОЙНА С САЛАМАНДРАМИ.
О ЧЕРНИ. ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ.
ПОХВАЛА ГАЗЕТАМ.
ДВЕНАДЦАТЬ ПРИЕМОВ ЛИТЕРАТУРНОЙ ПОЛЕМИКИ ИЛИ ПОСОБИЕ ПО ГАЗЕТНЫМ ДИСКУССИЯМ.
НЕСКОЛЬКО ЗАМЕТОК О НАРОДНОМ ЮМОРЕ.
КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ.
КАК ДЕЛАЕТСЯ ГАЗЕТА.
КАК ДЕЛАЕТСЯ ФИЛЬМ.
КАК СТАВИТСЯ ПЬЕСА.
ГОД САДОВОДА.
ПИСЬМА ИЗ ИТАЛИИ.
ПИСЬМА ИЗ АНГЛИИ.
ПРОГУЛКА В ИСПАНИЮ.
КАРТИНКИ ГОЛЛАНДИИ.
ПУТЕШЕСТВИЕ НА СЕВЕР.
РАССКАЗЫ И ОЧЕРКИ
МУЧИТЕЛЬНЫЕ РАССКАЗЫ
В замке
Деньги
Жестокий человек
Рубашки
РАССКАЗЫ ИЗ ОДНОГО КАРМАНА
Голубая хризантема
Гадалка
Ясновидец
Тайна почерка
Бесспорное доказательство
Эксперимент профессора Роусса
Пропавшее письмо
Похищенный документ № 139/VII отд. "С"
Поэт
Гибель дворянского рода Вотицких
Рекорд
Купон
Преступление в крестьянской семье
Исчезновение актера Бенды
Покушение на убийство
РАССКАЗЫ ИЗ ДРУГОГО КАРМАНА
Редкий ковер
Истории о взломщике и поджигателе
История дирижера Калины
Смерть барона Гайдары
Похождения брачного афериста
Взломщик-поэт
Дело господина Гавлены
Игла
АПОКРИФЫ
Наказание Прометея.
О падении нравов.
Александр Македонский.
Смерть Архимеда.
Марфа и Мария.
Лазарь.
О пяти хлебах.
Иконоборчество.
Офир.
Исповедь дон Хуана.
Ромео и Джульетта.
ВЕЩИ ВОКРУГ НАС
О ВЕЩАХ
Восток
О старых письмах
Дым
ОБ ИЗОБРЕТЕНИЯХ
Самолет
Славная машина
УВЛЕЧЕНИЯ И СТРАСТИШКИ
Человек и фотоаппарат
О картинах
Куда деваются книги
КАРТИНКИ РОДИНЫ
КАРТИНКИ ЧЕХИИ
О нашем крае
Уголок страны
Чудесный лов рыбы
На Влтаве
Чешский Крумлов
Вышний Брод и Рожмберк
Остановка
Златая Стежка
Деревни
Пасха в горах
Родной край
ПРОГУЛКИ ПО ПРАГЕ
Здание Национального театра
Огни над Прагой
Полицейский обход
Номер 251
В Попелках
СЛОВАКИЯ
Орава
БЫЛИ У МЕНЯ СОБАКА И КОШКА
Минда, или О собаководстве.
Дашенька, или История щенячьей жизни.
Собака и кошка.
С точки зрения кошки.
СКАЗКИ
Собачья сказка
Птичья сказка
Разбойничья сказка
Почтарская сказка
Большая докторская сказка
ПОБАСЕНКИ
Побасенки
Побасенки будущего
Современные
Обрывки
РАЗРОЗНЕНОЕ
Система
Контора по переселению
Первая спасательная
Большая полицейская сказка
Бродяжья сказка
Ореол
Человек, который умел летать
Сказка про водяных
Изобретатель
Прожигатель жизни
Сказка про собачий хвост
Если бы в суде заседали дипломаты
Почему терьеры роются в земле
Про Фокса
О собачьих обычаях
Про борзых и других собак
О лидях
О доберманах
Про Алика
Как фотографировать щенка
Интервью
РАССКАЗЫ ИЗ ОДНОГО КАРМАНА (ДОП)
Случай с доктором Мейзликом
Человек, который никому не нравился
Происшествия с паном Яником
Дело Сельвина
Следы
Конец Оплатки
Последний суд
Освобожденный
Преступление на почте
РАССКАЗЫ ИЗ ДРУГОГО КАРМАНА (ДОП)
Похищенный кактус
Рассказ старого уголовника
Исчезновение господина Гирша
Украденное убийство
Случай с младенцем
Графиня
Баллада о Юрайе Чупе
Рассказ об утерянной ноге
Головокружение
Исповедь
Телеграмма
Человек, который не мог спать
Коллекция марок
Обыкновенное убийство
Присяжный
Последние мысли человека
Год выпуска: 1916-1938
Автор: Карел Чапек / Karel Čapek
Жанр: Классическая проза
Формат: FB2, RTF Размер: 56.28 MB
http://letitbit.net
http://www.share4web.com
http://www.unibytes.com
| +10 |
|
Простая ссылка: |
|
Html ссылка: |
|
ВВ ссылка: |
|
|